«Норникель», «Росатом» и АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, входит в ПАО «НК «Роснефть») заключили на Восточном экономическом форуме соглашение о намерениях совместно проектировать и строить двухтопливный дизель-СПГ-ледокол. Он позволит «Норникелю» заменить ледокол типа «Таймыр», который планируется вывести из эксплуатации в 2027–2029 годах.
В рамках соглашения стороны сформируют рабочую группу, она разработает техническое задание на проектирование и строительство СПГ-ледокола и выберет верфь.
«Строительство СПГ-ледоколов — новый этап развития Северного морского пути. Они позволят закрыть потребности инвесторов в западном секторе, заменив выбывающие из эксплуатации атомные ледоколы старой серии, а также высвободив более мощные суда для работы на востоке», — отметил первый заместитель генерального директора — директор блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.
Как рассказал старший вице-президент-руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий, грузооборот в арктических портах растет, в связи с чем компания развивает транспортную логистику:
«Мы планируем вложить порядка 90 млрд рублей в ближайшие 10 лет в транспортную логистику. Одно направление — это развитие ледокольного флота. Второе направление — это развитие наших портовых мощностей. Мы уже начали программу масштабной модернизации порта Дудинка. Речь идет о полном обновлении всего кранового хозяйства, техники, причальных стенок. Предполагаем, что сможем увеличить грузооборот порта на 30 % и грузооборот наших потоков по Северному морскому пути — тоже на 30 %».
Сотрудничество «Норникеля» с госкорпорацией «Росатом» и ДЦСС также направлено на решение задач национального масштаба, включая реализацию инвестиционных проектов в Арктике, развитие инфраструктуры, создание российского производства СПГ-ледоколов.
«Новый ледокол поможет компании решать стоящие перед ней амбициозные задачи, а соглашение станет важным шагом в развитии партнерства ведущих российских компаний в области развития Арктики», — подчеркнул президент «Норникеля» Владимир Потанин.
Об актуальности поставленных задач на прошедшем форуме также говорил президент Владимир Путин. Он отметил, что арктическая зона занимает 18 % территории России и её развитие — это перспектива страны даже не на десятилетия, а на столетия вперёд. По словам президента, нужно внимательно оценить перспективы запуска круглогодичной контейнерной линии по Севморпути: проработать технологически, обеспечить портовую инфраструктуру, безопасность.
Добавим, в 2020 году флот «Норникеля» перевез по Северному морскому пути более полутора миллионов тонн грузов, что составило примерно пять процентов всего грузооборота пути. Ранее «Норникель» и «Росатом» подписали соглашение, которое предполагает увеличение периода оказывания ледокольных услуг.