Участники Красноярской музейной биеннале начали создавать свои объекты. Напомним, 30 сентября в Красноярске начнет работу биеннале под темой «Практики соприкасания». Куратор биеннале — арт-директор Музейного центра «Площадь мира» Сергей Ковалевский. События этого года сосредоточатся на «касании» в исторической, телесной и «сообщительной» перспективах. Красноярская музейная биеннале проводится раз в два года осенью и длится два месяца. «Практика соприкасания» станет 11-й по счету. Прошлая биеннале «Любовь пространства» приняла около 40 художников не только из России, но и из Франции, Нидерландов, Германии, Польши, Швейцарии и США, к событию подключились более 15 музеев края.
Программа биеннале включит в себя сразу несколько масштабных экспозиционных преобразований в стенах музея. Будет построено несколько кабинетов (комнат). Первая инсталляция биеннале «Шаманский кабинет» из фондовой коллекции музея появилась в начале 2015 года. Это пространство, в котором происходит взаимодействия разных времен, культур, практик и институтов, а ведущую роль играют художественно-документальные проекты разных лет, заново переосмысленные в музейном контексте.
Второй «кабинет» делает художник Андрей Кузькин — он вместе с детьми переделал художественное пространство кафе «Мария», находящееся в Музейном центре. Андрей Кузькин — московский художник, участвующий в художественных выставках с 2006 года.
Впервые он обратил на себя внимание критиков перформансом «По кругу»: в течение нескольких часов художник ходил по кругу, заполненному жидким бетоном, привязав себя веревкой к закрепленному в центре колышку — до тех пор, пока у него оставались силы, что означало солидарность с людьми, которым приходится нести на себе тяжесть повседневного существования.
В 2009 году художник участвовал в Красноярской музейной биеннале «Даль». По его словам, то, что Сергей Ковалевский делает в Красноярске, — это значимое дело, потому что постоянно происходят изменения, «место пульсирует». Андрей Кузькин рассказал о создании работы для биеннале этого года:
«Мне хотелось, чтобы моя работа продолжала жить с людьми, а не просто была собрана на биеннале и после выброшена на помойку».
Группа детей от 3 до 10 лет разбрызгивала краску на стены, с которыми затем художник работал. Он подчеркнул, что для него дети — это природная стихия, символ каких-то природных начал.
«Началось все с того, что у меня был социальный проект с детьми в Бутово, там дети из реабилитационного центра для детей-инвалидов рисовали флаги, и каждый с этим флагом выходил в поле и устанавливал. А после, занимаясь уже с собственным сыном, мне захотелось населять его разводы красочные какими-то человечками, мы вместе сделали выставку на холстах. В Красноярске все цветные краски на фреске в кафе сделаны руками детей, я вообще к цветам не притрагивался».
Созданные детьми цветовые пятна художник населял персонажами: «Я встраиваю их, как мы встраиваемся в жизненные обстоятельства, природно-климатические условия. Здесь происходит соприкасание еды, кафе, народа — естественно, реакция у всех разная, детям больше нравится, взрослые спрашивают, почему черный цвет, но происходит внедрение искусства в жизнь». На расписанной стене можно увидеть петроглифы — художник подчеркнул, что они также встречаются в местных горах, и таким образом у его арт-объекта есть привязки к общечеловеческой истории, но в целом работа открыта для любых интерпретаций.
Увидеть работу можно будет на биеннале «Практики соприкасания», которая откроется 30 сентября.