Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Цивилизованный обман

Цивилизованный обман

15.07.2009
1

Количество жалоб на обманы в сетях уменьшается. А нарушений?

Практически повсеместное нарушение правил торговли в рознице стало уже привычным. Почти половина претензий приходится на качество товара. Несмотря на весьма существенные штрафы, руководство розничных магазинов не спешит устранять нарушения. Видимо, выгода от подобных действий все же выше наказания.

Все магазины — нарушители

Цивилизованный обманНесоответствие ценников товарам, нарушение сроков хранения, различия в цене ценника и чека — вот лишь немногие нарушения, свойственные розничным магазинам.

- Сегодня в Красноярске нет ни одного предприятия, — говорит главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Тамара Топилина, — в котором не нарушались бы правила торговли.

За первые шесть месяцев этого года в крае зафиксировано 246 правонарушений в сфере торговли. Большая часть из них — 47% — приходится на качество товара. Если конкретней, то чаще всего покупатели жалуются на отсутствие маркировки и несоблюдение сроков годности. Но этим не ограничивается — встречаются и просто испорченные продукты.

На втором месте по уровню распространения, с большим отставанием от лидера, стоят обманы покупателей. Причем они бывают двух видов — скрытые и прямые. Прямыми обманами, к которым относятся обвесы и обсчеты, грешат чаще всего розничные рынки. По сути, это самый безобидный вид мошенничества, кстати, расследованием подобных действий занимаются именно правоохранительные органы, поскольку и факт его, и размер может быть легко установлен на месте. Там же при желании можно истребовать с продавца недостачу.

Скрытая ложь

Сложнее со скрытыми обманами. Они появляются там, где есть предварительное фасование продуктов, их упаковка. Причем недовесы в такой ситуации встречаются не намного реже, чем на рынке. Подобный вид обманов чаще всего встречается в магазинах, как крупных представителях сетей, так и небольших заведениях шаговой доступности.

Однако излюбленным способом обмана покупателей в супермаркетах остается несоответствие цены, указанной в ценнике, той, которая будет пробита в чеке на выходе. Есть в крае и рекордсмены по подобным видам нарушений. Правда, назвать их в краевом Роспотребнадзоре отказались, сославшись на нежелание участвовать в антирекламе.

- В ходе проверки подобных фактов, — рассказывает Топилина, — как правило, устанавливается, что сети не виноваты в таких нарушениях.

Подобное явление в надзорной инстанции объяснили тем, что многие магазины сетевых компаний работают с той ценовой базой, которая скидывается им из головных офисов, а следовательно, просто не успевают поменять ценники. Так же, впрочем, объясняют подобные нарушения и администраторы магазинов. И этому можно было бы верить, если бы не одно «но» — нередко после жалоб товар с тем же ценником и той же реальной ценой стоит на полке еще около двух месяцев. «ВК» убедился в этом на личном опыте. При попытке запечатлеть нарушение на фото появилась охрана магазина, которая, надо отдать должное, достаточно вежливо пояснила, что делать этого не стоит.

- Вообще подобные ситуации, — говорит Топилина, — это чаще всего халатность. Но когда становится понятно, что это прямое нарушение, — надо составлять претензию и идти уже к нам.

Чувство безнаказанности

Распространение обманов в рознице, включая так называемые цивилизованные форматы торговли, идет от общего чувства безнаказанности, привитого годами. Да и сама позиция Роспотребнадзора, который устраивает объяснение про единую компьютерную сеть и нехватку времени на смену ценников, частично подтверждает это. К тому же сами штрафы за нарушения составляют лишь 1—3 тысячи рублей для физических лиц и 10—30 тысяч — для юридических. Правда, есть статьи, по которым предусмотрены и более существенные наказания.

Однако все это вряд ли может привести к нормализации ситуации вокруг правонарушений в торговле, если сами покупатели не станут отстаивать свои права. Обманутые клиенты не торопились жаловаться и только последние год-два стали активнее. Сейчас же опять наблюдается сокращение количества жалоб. Правда, нет никакой гарантии, что происходит это из-за отсутствия нарушений.

Распределение правонарушений в сфере торговли в январе — июне 2009 года

Цивилизованный обман

Источник: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать