В ролях: Наоми Уоттс, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Тоби Джонс, Энтони Вонг, Дайан Ригг
Продолжительность – 124 м
У внимательного и вдумчивого зрителя «Разрисованная вуаль» наверняка вызовет некоторые вопросы. Нет, не о том, причём же здесь вуаль – скорее о том, как так вышло, что, возможно, лучшее кино сезона идёт в кино практически при нулевой медийной поддержке. Или о том, почему в списке «оскаровских» номинантов этого года нет никого из «Вуали» – ни режиссёра, ни оператора, ни композитора, ни исполнителей главных ролей, наконец. Хотя по некоторому размышлению вполне можно прийти к выводу, что так оно, собственно, и должно быть.
«Вуаль» не из тех фильмов, что способны вызвать ошеломление или бешеный восторг. Она лучше – её тихое, но уверенное сияние остаётся со зрителем и после просмотра и вызывает разные удивительные последствия. Например, желание прочитать книгу Сомерсета Моэма, по которой фильм поставлен, просто для того, чтобы провести побольше времени с этими героями и постараться глубже их понять. Кстати говоря, это уже третья по счёту экранизация этой книги – в первой, снятой в 30-х годах, главную роль исполняла Грета Гарбо. Наоми Уоттс и Эдвард Нортон продюсировали фильм сами – Нортон даже признавался в интервью, что у него ушло семь лет на запуск этого проекта. Возможно, и в этом кроется объяснение прелести «Вуали» – совершенно очевидно, что для всех вовлеченных в процесс создания фильма это был труд любви.
Книга Моэма была посвящена в основном главной героине Китти и была, по сути, романом о воспитании чувств. Фильм смотрит на вещи чуть более широко – здесь и о том, что любовь негаданно нагрянет, когда её совсем не ждёшь, и о привычно снисходительном западном взгляде на восток, и о чести, благородстве, мужестве и прочих подобных вещах, о которых в году 2007-м как-то даже неловко говорить без ухмылки. Но «Вуаль» говорит, прямо и без стеснения, и её на удивление приятно слушать. И потому, что эта человеческая история безукоризненно разыграна всеми актёрами, от замечательного дуэта Уоттс с Нортоном до живописнейших персонажей второго плана вроде молчаливого и мудрого полковника Ю (Вонг) или пожилой матери-настоятельницы (Ригг).
И от того, как упоительно фильм выглядит – оператор Драйбург творит чудеса не только с богатой природной натурой Китая, но и с освещением в хижине героев, выжимая из него какие-то неописуемые сочетания света и тени. И по многим, многим другим причинам, механически перечислять которые, положа руку на сердце, совершенно не хочется. Да, «Вуаль» действительно безукоризненно выполнена практически на всех уровнях, но сила её, кажется, немного не в этом, не в мастерстве и профессионализме. Скорее, дело тут в какой-то очень правильным образом взятой ноте, благодаря которой совершенно классическая мелодрама (не самый, прямо скажем, многообещающий жанр) заиграла новыми красками, обрела некую неброскую, но глубокую красоту, из-за которой «Вуаль» кажется намного лучше всякого другого кино, по крайней мере, на данный момент. Это примерно как выбирать между настоящей секс-бомбой и скромной на первый взгляд, но бесконечно обаятельной девушкой – вслед оборачиваются чаще первой, но провести всю жизнь предпочтут скорее вместе со второй.
Вердикт Кочерыжкина – классическая мелодрама, неожиданно превосходная и обидно недооценённая.
Серж Кочерыжкин