Хромота на обе ноги
В Красноярском ТЮЗе выпустили премьеру по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан». Спектакль вышел на малой сцене театра в постановке молодого режиссёра Артёма Терёхина, ученика Романа Виктюка.
Актеры минус режиссер
За последние пять лет Макдонах стал в нашей стране поистине культовым драматургом, его пьесы ставят чуть ли не в каждом втором театре России. Есть даже мнение, что обращаться к этому автору нет смысла (во всяком случае, к старым его пьесам), потому как наши зрители, мол, им уже объелись. Но такое суждение уместно лишь в отношении фестивальных перспектив спектаклей по Макдонаху (кои действительно невелики). Для публики же имя Макдонаха по-прежнему беспроигрышный манок, особенно для продвинутой части студенчества. В Красноярске, напомню, доселе шел только один спектакль по Макдонаху — «Лейтенант с острова Инишмор» в краевой драме. И появление «Калеки» в репертуаре ТЮЗа тоже как нельзя более уместно.
Другой вопрос, насколько успешной оказалась сама постановка. Такое ощущение, что ни артистам, ни композитору Евгении Терёхиной (известной своими очень удачными работами к спектаклям «Собаки-якудза» и «Д’Артаньян») не удалось найти общего языка с режиссёром-дебютантом. И это, на мой взгляд, главная проблема новой премьеры. Собственно, изначально «Калека» задумывался как самостоятельная работа, актёры хотели сделать спектакль в антрепризе (потом их идею поддержал директор ТЮЗа Константин Каримов). Самостоятельной она, по большому счету, и осталась. «Калека» пока что хромает, простите за каламбур, не на одну, а на обе ноги.
Все, что в спектакле сделал режиссёр — кое-как выстроил саму конструкцию, каркас. Но наполнять его жизнью артистам пришлось самим, без поддержки режиссера. И они это делают, кто как понимает — каждый придумал себе некий характер, причем всего лишь одну краску, и выдерживает ее от начала до конца, без какого бы то ни было развития. В итоге почти все герои (за исключением Саввы Ревича, который играет Малыша Бобби) получились довольно плоскими и одномерными. И почему они такие, ответить трудно. Например, почему у местного разносчика новостей Джонни Патинмайка (Денис Зыков) еврейский акцент? Я далека от мыслей, что это сделано исключительно ради хохмы. Но тогда зачем? Или Максим Бутивченко в роли мамаши Патинмайка — в постановке Терёхина в таком исполнении этот персонаж выглядит как «новая русская бабка». И проблема не том, что мужчина играет старуху. Сам прием допустимый, главное понять — для чего он? Пока всё на уровне пустого хохмачества.
Это особенно обидно потому, что пьеса Макдонаха с её богатым и образным языком дает артистам столько возможностей, что каждую роль в спектакле можно сделать по-настоящему бенефисной. Но, увы, текст пьесы абсолютно не разобран, он откровенно слит. И сказать — о чём спектакль Терёхина? — просто невозможно. Жанр его обозначен как смешная драма. Посмеяться здесь действительно есть над чем, и текст пьесы настолько сильный, что публика на него все равно реагирует. Но будет очень жаль, если всё это останется на уровне поверхностной смешилки. За внешней иронией в «Калеке» прописаны очень важные темы, актуальные не только для Ирландии.
Псевдо-Ирландия
Кстати, об Ирландии. Время действия «Калеки» у Макдонаха — 1934 год, место — один из Аранских островов. Иными словами — богом забытая дыра, откуда так мечтает вырваться главный герой пьесы хромой парень Билли (Сергей Тисленко). Окружение Билли таково, что понять его можно. Две приемные тётушки, одна из которых, Кейт (Светлана Киктева), беседует с камнями, а другая, Эйлин (Светлана Шикунова), питает слабость к «чупа-чупсам». Болтун Джонни, от назойливого любопытства которого нигде не спрятаться. «Чума» Хелен (Юлия Наумцева), как прозвали на острове эту эксцентричную особу за её любовь швыряться во всех сырыми яйцами. И так далее — что ни герой, то со своей придурью. К тому же к Билли с детства прилипло обращение «калека» (не злое, но от того ему не легче). И вот шанс удрать из этой дыры парню выпадает. Но возможность вырваться туда, где нас нет, и где по определению должны быть райские кущи, помогает ему по-новому взглянуть на его родное захолустье...
Так вот, ничего ирландского (кроме имён действующих лиц и упоминания об Ирландии в репликах героев) в спектакле Терёхина нет. Нет этого и в музыке, хотя присутствие в «Калеке» живого актёрского оркестрика — ход любопытный. Но, увы, выглядит его появление всего лишь как вставные номера. Если же задача была отказаться от привязки к определённому месту и вывести отношения героев на некий вневременной и внетерриториальный план, то режиссёрски она никак не подкреплена. И смогут ли теперь артисты самостоятельно как-то выровнять эту шаткую конструкцию, большой вопрос.
Тем не менее, спектакль, несомненно, будет пользоваться спросом, потому как материал слишком уж благодатный. Единственное, что играть его нужно чаще, не раз-два в месяц. Тем более сейчас, после премьеры, когда желающих на неё попасть было гораздо больше, чем может вместить малая сцена ТЮЗа. Что мешает удовлетворить горячий зрительский спрос и поставить в афишу дополнительные спектакли — необъяснимая загадка. И вопрос ко всей репертуарной политике театра.
Елена Коновалова, фото Андрея Минаева