Главная
>
Статьи
>
Битвы за котиков

Битвы за котиков

20.01.2010
6

В Красноярском театре им. Пушкина после долгой паузы возобновили показ спектакля «Лейтенант с острова Инишмор» в постановке Олега Рыбкина. Он был выпущен в самом конце прошлого сезона и прошел всего несколько раз. Учитывая, что в главной роли в «Лейтенанте» новый актер, по сути, сейчас состоялась вторая премьера этого спектакля.

Сорвать табу

Лейтенант с острова ИнишморВыбор пьесы к постановке в краевой драме вполне объясним и более чем удачен. Мало кто из современных драматургов в российских театрах сегодня настолько популярен, как ирландец Мартин Макдонах. Спектакли по его пьесам гарантированно привлекают внимание просвещенной молодой публики. А «Лейтенант с острова Инишмор» примечателен еще и тем, что эту пьесу Макдонаха почти не ставят в Великобритании (в отличие от других его пьес) — слишком уж болезненные темы для британского и ирландского общества поднимает драматург, высмеивая абсурдность террора и застарелого религиозного противостояния.

Конфликт в «Лейтенанте» закручивается из-за сущей нелепости. Убит кот местного террориста. Охваченный гневом на отца, который не уберег любимое животное, он возвращается на родной остров. А далее выясняется, что убиенный кот — только предлог, чтобы заманить лейтенанта в ловушку. Разборки оборачиваются горой трупов. Тем неожиданнее анекдотичный финал, где все жертвы оказываются напрасными.

Российской публике тонкости многовекового конфликта между Англией и Ирландией могут показаться не совсем понятными, и Олег Рыбкин убрал из текста пьесы немало исторических подробностей. Что, впрочем, только абсолютизировало некоторую локальность проблематики пьесы. Во всяком случае, воспринимается это именно так: первопричина любого конфликта, как правило, глупа и абсурдна — даже странно, почему это порой выливается в бесконечное состояние войны. А всего-то и нужно, чтобы разрешить конфликт, — остановиться и взглянуть на происходящее со стороны. Посмотреть правде в глаза, сорвать покров ненужной тайны с устоявшихся мифов, отказаться от табу. Именно этим занимается искусство. Слава богу, что еще занимается...

Черный, черный юмор

Лейтенант с острова ИнишморВсе это, на мой взгляд, есть в основе спектакля. Его герои говорят на грубом языке рабочих окраин, но подобный конфликт очень легко переносится и на другую, «цивилизованную» почву. Война идей — самая непримиримая. Грубо говоря, кто из нас не готов биться за своих «котиков», за свои убеждения? Пусть со стороны они могут показаться смехотворными. Жанр спектакля Олега Рыбкина обозначен как триллер, но скорее «Лейтенант» напоминает черную комедию. Где и драматург, и режиссер приглашают нас посмеяться над собой, своими фобиями и предрассудками.

Жаль, что актерски все это пока выражено несколько неровно. И дело не только во вводе нового актера. У Владимира Абакановского это первая серьезная роль в театре, и подготовился он к ней вполне достойно. По крайней мере, как-то не возникает сомнений в правильности его назначения на роль лейтенанта Падрайка. Но ввод есть ввод, и будет любопытно увидеть актера в спектакле через полгода. Проблема же в изначальной стилистической разношерстности актерских работ. Неплохо показалась в роли юной террористки Мейрид приглашенная актриса ТЮЗа Анна Киреева. Самое точное попадание — у так называемой отколовшейся группировки, бывших дружков и подельников Падрайка. Появление этой придурковатой троицы (в исполнении Даниила Коновалова, Андрея Доряло и Максима Третьяка) невольно отсылает и к комедийным боевикам Гая Ричи и Тарантино, и к фильмам Гайдая.

Чего не получилось, к сожалению, у пары Донни, отца Падрайка (Марк Парасюк), и Дейви (Иван Янюк). Последний вообще проживает весь спектакль на одной ноте — слезливой. И даже в сцене, где Дейви перед смертью решается надерзить Падрайку, у него это не очень-то получается. Актер пока не нашел верную интонацию. Хочется надеяться, что это вопрос времени.

P. S. А на следующем фестивале «Театральная весна» впору вводить номинацию «За лучшую звериную роль». В театре им. Пушкина в прошлом году животные вышли на сцену аж в двух спектаклях — собака в «Пулях над Бродвеем» и черный кот в «Лейтенанте».

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №2 (243)

Рекомендуем почитать