Главная
>
Статьи
>
The Knife «Shaking the Habitual»

The Knife «Shaking the Habitual»

11.04.2013
10

The KnifeКогда мы в последний раз встречались со шведским дуэтом The Knife, то предположили, что их титульный нож режет тьму. И вот перед нами их новая пластинка, «Shaking the Habitual» — и неизвестно, есть ли в человеческом языке точные слова для того, что они принимаются резать на ней.

Тогда, семь лет назад, на грандиозной пластинке «Silent Shout», дуэт Олофа Дрейера и Карин Дрейер Андерссон будто бы уводили свой пусть и по-скандинавски отмороженный, но всё же мелодичный и понятный синти-поп двух своих первых пластинок куда-то в самую чащу непролазного заколдованного леса, где принимались проводить над ним немного пугающие, но всё равно захватывающие ритуалы. Куда именно они отправились на «Shaking the Habitual», понятно не очень — ясно только, что этих мест нет ни на одной карте, и забредать так далеко до Олофа и Карин отваживались только горстка самых бесстрашных (или безбашенных; или и то, и другое).

Название «Shaking the Habitual», стряхивая привычное, ни капельки не врёт — The Knife основательно перетряхивают собственное звучание, собирая из знакомых вроде бы элементов (звонкая перкуссия, стонущие синтезаторы, жутковатая атмосфера, инопланетный голос Карин) какие-то совершенно новые конструкции. Музыка стала суше, жестче, страннее, страшнее. Стремительно перестукивается рваная перкуссия, неопознанные инструменты (инструменты ли?) скрипят и скрежещут, появляются бестелесные голоса и тревожные звуки неизвестного происхождения; всплывает то мутировавшее минимал-техно («Networking»), то размеренно грохочущие хип-хиповые барабаны («Wrap Your Arms Around Me»), то ритуальный потусторонний эмбиент («Old Dreams Waiting to Be Realized»), но придумать какое-то единое, всеобъемлющее слово к происходящему невозможно.

Иначе говоря, на «Shaking the Habitual» The Knife торжественно и уверенно выходят за всякие рамки, примерно так же, как и другие любители путешествия за грань до них, вроде Coil или Nurse with Wound — c поправкой на несколько иной изначальный инструментарий. Причем этот выход касается не только звучания, но и, скажем так, презентации — перед нами стоминутный двойной альбом, на котором треки в минуту длиной («Oryx») перетекают в вещи в десять раз длиннее («Stay Out Here»), а центральную роль в обеих половинах альбома играют титанические эмбиентные инструменталы, звучащие как прямые трансляции из не очень дружелюбного подсознания (см. «Old Dreams» и «Fracking Fluid Injection»).

Благодаря всему этому набору с «Shaking the Habitual» довольно непросто иметь дело — эта музыка сделана за рамками комфорта и успокоения духа и устроена так, что автоматически тянет слушателя туда же. Но в этом и цель The Knife, ещё одно значение названия альбома — вытряхнуть слушателя из знакомой ему среды, лишить точки опоры, заставить его выпасть из своего комфортного кокона и новыми глазами взглянуть на мир вокруг. Потому что мир вокруг сходит с ума, говорят нам The Knife — и оставаться человеком в нём можно только постоянно ставя под сомнение устоявшиеся порядки; чем они сами и занимаются все сто минут альбома «Shaking the Habitual». Да, следовать за ними, да или просто наблюдать за тем, что у них получается, непросто; но кто сказал, что оставаться человеком — это легко?

Рекомендуем почитать