«Он выше всех из величайших сынов Земли»
Микеланджело о Данте Алигьери
Беллетрист циклопического масштаба и самый успешный популяризатор искусствоведения в истории мировой литературы написал очередной роман о символах и способах их употребления — уже привычный как по стилю, так и по содержанию, хоть и с неожиданно хулиганским финалом. Путешественники со стажем могут смело ностальгировать о прогулках по итальянским дворцам, турецким улочкам, остальные — закупаться билетами и путеводителями по Средиземноморью.
Новый виток литературного сериала о приключениях гарвардского профессора культурологии Роберта Лэнгдона забрасывает всеми любимого эрудита с лицом Тома Хэнкса во Флоренцию, кишащую туристами, карабинерами, агентами тайных международных организаций и, разумеется, немыслимым количеством загадочных символов, веками терпеливо дожидающихся какого-нибудь гениального семиолога в твидовом пиджаке. Правда, свои знаменитые часы с Микки-Маусом герой умудрился потерять, но зато обзавелся ретроградной амнезией, в результате чего некоторое время вынужден идти по собственным следам — конечно же, распутывая заговор, грозящий гибелью человечеству. К заговору прилагается злодей — гениальный ученый, дока генной инженерии, а также симпатичная спутница, которая, как обычно, пользуется безграничным доверием нашего наивного профессора. Наконец, краеугольный камень истории — это «Божественная комедия» Данте Алигьери, распотрошенная на многие десятки цитат с сокрытыми в них ключами.
За Флоренцией последует Венеция, потом — Стамбул, и все это будет сопровождаться гиперактивными прятками со стрельбой, паузы в которых органично заполнены лекциями о местных культурных достопримечательностях. Жанр интеллектуального детектива (с возможностью последующей экранизации) выверен автором до мелочей; даже серьезные, а потому потенциально нудные размышления о грядущем перенаселении Земли-матушки и химерах, бесконтрольно зреющих в научных лабораториях по всему миру, подаются в обезжиренном виде, на лету, чтобы не сбивать читателя с темпов потребления книжного продукта. Тем, кто не успевает за причудливыми витками романной интриги (скрученной, как водится, в ленту Мёбиуса), Браун специально посвятил энное количество удручающе однообразных вставок, в которых таинственный мужчина без имени, попивая виски на борту яхты и нервничая, по нотам раскладывает только что произошедшие события. Возможно, в киноверсии романа этого мужчину будет играть Морган Фримен; он всегда все объясняет.
За вычетом культурных ликбезов, наедине с детективным жанром, Браун — автор далеко не самый сильный, однако популярная магия шедевров мировой литературы, искусства и архитектуры в его исполнении работает безотказно; можно сколько угодно жаловаться на то, что перемахнуть через планку «Кода да Винчи» писатель так и не сумел, но при этом все равно продолжать увлеченно поглощать страницу за страницей. Тот, кто в процессе чтения не полезет на книжную полку в Гугл разглядывать «Бездну ада» Сандро Боттичелли, наверное, самый скучный и нелюбопытный человек на планете. Радуют и мелкие подарки, рассыпанные по тексту для продвинутых пользователей; так, например, Лэнгдон в какой-то момент мимоходом вспоминает, как за стаканчиком джина почитывал «Мертвые души» Гоголя, сюжетная коллизия которых в точности повторяет роман великого итальянца.
Евгений Мельников
«Ангелы и демоны»/ Angels and Demons (кино)
Ангелы и демоны, Дэн Браун (книга)
Точка обмана, Дэн Браун
«Код Да Винчи» / The Da Vinci Code (кино)
Код да Винчи, Дэн Браун (книга)