"Код да Винчи" Дэна Брауна - бестселлер, изданный миллионными тиражами, переведенный на десятки языков. Что еще требуется знать о книге в пятьсот страниц, которую собираешься купить?
Говорят, что кроссворды и детективы упражняют ум. Не факт, что именно в этом настоящая причина их популярности, но автор "Кода да Винчи", стоит признать, в полной мере воспользовался человеческой слабостью к неразгаданным тайнам.
Детективный сюжет хорош. Всё начинается с шокирующей смерти Жака Соньера, знаменитого куратора Лувра. Пожилой человек, поймавший пулю в живот, предпочитает провести последние мучительные минуты не в банальной агонии, а составляя некое символическое послание из самого себя. Разгадывать его придется ученому-символисту Роберту Лэнгдону вместе с родственницей Соньера Софи Невё.
Скорость последующих событий не уступает их увлекательности. Шифры, разгадки, преследования, новые трупы... Тайна не шуточная: раскрытие её порушит основы католического христианства.
«История всегда пишется победителями. И когда происходит столкновение двух культур, проигравший как бы вычеркивается, а победитель начинает писать новые книги по истории, книги, прославляющие его деяния и унижающие побежденного противника. Как однажды сказал Наполеон: "Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить?»
Стиль изложения - из серии "популярно о вечном". Как журналист, Дэн Браун отлично владеет силой факта. Многое из того, что пишут о Лувре, Париже и Леонардо да Винчи в путеводителях и брошюрах, вплетается в повествование органично и запоминается так легко, как будто ты всегда это знал. На фоне такой насыщенности запросто веришь и в авторскую гипотезу загадки "Моны Лизы", возникновения тайных обществ, замыслах тамплиеров и розенкрейцеров, о причинах крестовых походов, о сущности чаши Грааля, о потомстве Иисуса Христа... По крайней мере, тот, кто не знал ничего о краеугольных камнях религиозной истории и искусства, теперь не упустит случая поддержать живую беседу о «Тайной Вечере», Джоконде, о стиле живописи "сфумато", таком явлении восприятия, как "скотома", о символах женского и мужского начал, о циклах Венеры, гномонах и криптексах… И это еще не всё!
Разве есть разница, как именно тебя приобщили к великой культуре?! Преподаватель Лэнгдон по ходу лекции спрашивает:
«- Вы когда-нибудь слышали о египетском боге по имени Амон?
- Черт, еще бы! Конечно! - воскликнул какой-то здоровяк. - Это же бог мужской силы!
Лэнгдон был потрясен. - Так написано на каждой упаковке с презервативами "Амон". -
Здоровяк ухмыльнулся. - И на ней еще нарисован парень с бараньей башкой, а ниже сказано, что это египетский бог плодовитости».
В общем, "Код да Винчи" - блюдо, пожалуй, не для гурманов, но и не для простаков. Этому добротно сделанному детективу не чужды и дух жутковатых приключений, и мелодраматический финал. Может и покорить, и разочаровать. Но что определенно он делает - это заставляет прочесть себя до конца, залпом.
Мария Шкапская