Режиссер — Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Юэн МакГрегор, Айлет Цурер, Стеллан Скарсгаард, Армин Мюллер-Шталь, Пьерфранческо Фавино, Туре Линдхарт
Продолжительность — 138 м
Честно скажу — после невыносимо скучного «Кода Да Винчи» перспектива ещё одного двух-с-лишним-часового монолита по Дэну Брауну от всё той же компании казалась не просто пугающей, она казалась невыносимой. Реальность, однако, оказалась несколько более милосердной, чем привык от неё ожидать — в «Ангелах и демонах» и Рон Ховард, и Том Хэнкс как-то немножечко расслабили напряженные мышцы, и фильм в результате вышел, о чудо, почти увлекательный.
В прошлый раз Ховард сделал одну фатальную ошибку — отнёсся к первоисточнику со всей возможной серьёзностью, будто перед ним не залихватски-бредовый бестселлер, как попало жонглирующий фактами, а вырубленная в мраморе вечная классика. В «Ангелах и демонах» он себе такого не позволяет — в новом фильме постоянно чувствуется едва заметная, но ощутимая ухмылочка. В принципе, одно это легкое смещение интонации почти решает дело — «Ангелы и демоны», даром что выполнены практически из того же материала, что и «Код Да Винчи» (древние коридоры, запыленные манускрипты, таинственные подвалы и черные ходы, туристические достопримечательости) смотрятся в разы человечнее и веселее. Легкий абсурд присутствует в фильме с самого начала — минуте на третьей здесь с применением вырванного глазика грабят большой адронный коллайдер, дальше угрожают Ватикану взрывом антивещества, хранящегося в специальной баночке, а в качестве кульминации предлагают священника на парашюте, пикирующего на римскую площадь Святого Петра из эпицентра такой штуки, что и не описать.
Ещё одна сильная сторона избранного Ховардом подхода в том, что актёры, в принципе, могут играть как угодно серьёзно или несерьёзно — на конечный результат это сильно не повлияет. Хэнкс делает значительное лицо и бросается терминами с азартом шестиклассника, начитавшегося на ночь энциклопедии с картинками — хотя по нему отчетливо видно, насколько он сам удивлен всей той информацией, что выскакивает у него изо рта. Скарсгаард свирепо хмурится, Мюллер-Шталь на автомате даёт привычного хоть по «Пороку на экспорт», хоть по «Интернэшнлу» патриарха. Лучше прочих держится МакГрегор, находящий в своём персонаже и достоинство, и внутреннюю силу — до того самого момента, когда сюжет дарует вдруг его герою два последовательных нелепейших разворота. Впрочем, чего тут кукситься — сама суть произведения вроде «Ангелов и демонов» как раз в этих нелепейших разворотах, щедро рассыпанных среди бешеного количества фактической информации об устройстве Ватикана, порядке избрания папы Римского, научных и религиозных воззрениях Галилео Галилея и прочих справочных сведений, чьё наличие обеспечивает этому триллеру гордое прилагательное «интеллектуальный». Нас, впрочем, этим прилагательным не обманешь — мы-то знаем, что это всё сущая ерунда. К счастью, в этот раз режиссер Ховард тоже это знает. Иначе было бы опять невыносимо — а вышло ничего.
Вердикт Кочерыжкина — неожиданно лихой, особенно по сравнению с предшественником, сиквел монументальной ерунды.