Режиссер — Гэвин Худ
В ролях: Эйса Баттерфилд, Харрисон Форд, Бен Кингсли, Виола Дэвис, Хейли Стайнфелд
Продолжительность — 114 минут
Южноафриканский режиссер Гэвин Худ, известный картинами «Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Цоци», получившей в 2005 году «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, похоже, намерен положить начало новой подростковой франшизе. Его фильм «Игра Эндера» — экранизация одноименного романа известного фантаста Орсона Скотта Карда, написанного еще в 1985-м и получившего крупные литературные премии в области научной фантастики. Сценарий будущей картины разрабатывался с начала «нулевых», пока его не закончил сам писатель. Но выверенная работа над соответствием фильма книге не сделала «Игру Эндера» объемной, яркой и попадающей в самое сердце фантастикой, способной стать для подростков номером один в их кино-топе, а для взрослых — ностальгическим переживанием вроде «Инопланетянина» Спилберга.
Щуплый и поначалу неуверенный в себе Эндер Виггин улетает с группой таких же желторотых подростков в далекое космическое пространство — изучать и ощущать гравитацию, учиться боевым искусствам и военным стратегиям в Международном космическом флоте. Человечество, дважды пережившее вторжения инопланетной расы жукеров, боится нового нападения и поэтому готовит к войне юных гениев, еще не способных к глубокой рефлексии, но умеющих выстраивать нетривиальные стратегии войны и понимать тактику врага. И мальчик Эндер, конечно, самый гениальный из них.
Экранизация книги Орсона Карда получилось такой же формальной, как и это краткое описание сюжета. Гэвин Худ пытается выстраивать свои режиссерские киностратегии, но они выходят у него «недокрученными», отчего проигрывает весь фильм. Выбор на главную роль Эйсы Баттерфилда, знакомого зрителю по «Хранителю времени» Скорсезе, понятен. Эндер у фантаста Корда неоднозначная фигура: внутри мальчугана все время идет внутренняя борьба между детским милосердием и склонностью к безжалостному насилию. И Эйса Баттерфилд, спичечное, негеройское телосложение которого вступает в явный контраст с его холодным и пронзительным взглядом, отлично отыгрывает Эндера. Но молодому актеру так и не удается создать цельный образ спасителя мира, весь фильм он, скорее, то «включает», то «выключает» безжалостного убийцу или гуманиста, в зависимости от обстоятельств. Весь подростковый актерский состав и вовсе служит лишь подпоркой сюжету (хотя именно дети спасают мир), выделяется лишь прекрасная Хейли Стайнфелд, успевшая блеснуть в «Железной схватке» Коэнов. Впрочем, и ее оставляют лишь условной и типичной боевой подругой главного гения. Взрослые актеры в роли наставников — Харрисон Форд, Бен Кингсли и Виола Дэвис — просто работают.
Весь морализаторский пафос фильма про сложный внутренний выбор героя, спасающего мир, «две стороны медали» любой войны, вражду (или дружбу?) с инопланетными существами снижается сбивчивой динамикой фильма и скомканными сюжетными линиями. В частности, про роль сестры Эндера Валентину и истинные намерения главного врага человечества — жукеров. Создатели фильма не смогли расставить внятные акценты в довольно непростой и далеко не детской истории, поэтому и зритель не испытывает «ни любви, ни тоски, ни жалости».
Но самое важное, чего не хватает «Игре Эндера» — живой, объемной романтики подросткового фантастического кино. Да, Гэвин Худ вводит красивые эпизоды полетов юных бойцов в огромном стеклянном шаре. Но зритель, скорее, подумает «а как это сделано?», чем мысленно улетит в космос в своем кресле. Есть в «Игре» и романтическая линия, но она дана лишь намеком: юношеской «искры» между Эндером и его боевой подругой так и не пробегает. Гэвин Худ, хорошо управляющийся с технологиями кино, как будто стесняется вдохнуть в него жизнь, так и не решаясь на яркие и вдохновенные сцены, как подростки на первый поцелуй.
Анна Груздева