Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
>
Тема

Эффективность мер государственной поддержки агропромышленного комплекса

В Красноярском крае начались весенне-полевые работы. Проблем в этой отрасли много, пути и методы решения обсуждают и власти, и аграрии.

«Проблемы на сегодня — опаздываем со сроками проведения весенне-полевых работ. Дело в том, что существуют оптимальные сроки высева зерновых, в частности, пшеницы, которую нужно посеять в оптимальные агротехнические сроки, это с 5 по 25 мая. Поздний сев приводит к недобору урожая, к отсутствию качества пшеницы и в целом зерновых. Поэтому нас беспокоят на сегодня медленные темпы. Ну и непосредственно хотелось бы услышать от сельских товаропроизводителей, какие они на сегодня испытывают проблемы, что их сдерживает. Может быть, у них будет какая-то дополнительная информация о проблемах, которые нам нужно услышать и по которым нужно принимать меры», — сообщил председатель комитета по делам села и агропромышленной политики Законодательного Собрания Красноярского края Александр Дамм.

О проблеме создания молокозаводов в крае говорит вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко, «первоначально предполагалось, что основными акционерами создаваемых перерабатывающих предприятий должны стать непосредственно сельхозтоваропроизводители. Тем самым они должны гарантировать свое участие в поставках молока на эти заводы. Краевые ресурсы предполагались как помощь при строительстве. Сейчас оказывается, что министерство сельского хозяйства решило строить молокозаводы само, полностью за счет госресурсов. Но существующие на сегодня мощности молокозаводов в крае не заполнены на 100%, и возникает вопрос в правомерности таких решений, в том, насколько они рыночные, насколько они защищают интересы красноярских потребителей и красноярских сельхозтоваропроизводителей. На сессии, которая прошла, внятных ответов на эти вопросы от министра сельского хозяйства мы не услышали. Фактически, минсельхоз исказил всю идеологию проекта. Было понятно, что если, условно говоря, три предприятия становятся совладельцами молокозавода, то они, конечно, будут отстраивать свою цепочку в том числе на поставку на этот молокозавод своей продукции. А так получается, что мы строим, а там непонятно, кто придет к руководству. И как они будут строить свои отношения с сельхозтоваропроизводителями, также никому не понятно».

Он отметил, что много вопросов возникает и в связи с поспешностью, с которой минсельхоз взялся воплощать проект в жизнь. «Сейчас будут два комитета Заксобрания —по экономической политике и бюджету — заниматься расследованием всего этого. Потому что мы несколько лет ставим вопрос перед министерством сельского хозяйства об организации закупа продукции у селян, об организации оптового рынка сельскохозяйственной продукции. А воз и ныне там, несколько лет проект не движется. А вот в этом проекте — молокозаводов — там, где полностью государственные деньги нужно освоить, все делается очень срочно, и такая поспешность проявилась, что уже и оборудование в Израиле закупили. При этом если бы его закупало министерство сельского хозяйства, то оно должно было бы провести конкурс, а здесь все перечислено в ГУП, в учрежденное ООО, и в результате все это оборудование закуплено без конкурса. Это тоже наводит на некоторые размышления, и думаю, что губернатор должен провести антикоррупционную экспертизу всего этого проекта», — заключил Клешко.

Говоря об эффективности мер господдержки, Александр Дамм отмечает, что «без выделяемых бюджетных средств в качестве господдержки для агрокомплекса в прошлом году рентабельность была бы 5%. С выделяемыми средствами рентабельность 22%. Но этой рентабельности не достаточно для того, чтобы вести расширенное воспроизводство». По словам Дамма, в прошлом году на господдержку, включая федеральные средства, было выделено 4 млрд 777 млн рублей, на этот год на край выделяется 4 млрд 199 млн рублей. По ряду направлений суммы не только сохранены, но и увеличены, отметил депутат.

Для решения существующих в отрасли проблем, в этом году внесены изменения в закон о дополнительных мерах поддержки, сообщил председатель комитета. В результате выделяются дополнительные финансовые средства для субсидирования, то есть возмещения затрат, которые несет сельский товаропроизводитель при реализации зерна за пределы Красноярского края. «Мы практически половину затрат, которые несет сельский товаропроизводитель, продавая зерно, ему компенсируем, именно транспортные расходы. Мы сегодня сельским товаропроизводителям компенсируем затраты при приобретении минеральных удобрений - 129 миллионов, средств химической защиты - это в объеме 100 миллионов. 131 миллион выделяется именно на субсидирование транспортных расходов», - отметил Дамм. Кроме того, сегодня крестьяне имеют возможность приобретать горюче-смазочные материалы по сниженным ценам - примерно на 30% на дизтопливо и бензин ниже рыночных. Также сельхозпроизводителям субсидируется приобретение элитных семян, затраты при получении кредитов на проведение весенне-полевых работ.

«В этом году не только сохранены, но и несколько увеличены объемы средств господдержки на производство молока, - добавил депутат. - Если в прошлом году было 593 миллиона, в этом году 608 миллионов. Выделяются средства стимулирующего характера, если хозяйство увеличивает поголовье дойного стада и увеличивает объемы производства молока, то на эту стимулирующую часть мы выделяем 79 миллионов. В прошлом году - 46 миллионов. Выделяются средства на поддержку племенного дела, практически в прежних объемах».

Материал подготовлен при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Красноярского края