Исполнение краевого бюджета за 2009 год
В Законодательном Собрании Красноярского края прошли публичные слушания «Об исполнении краевого бюджета за 2009 год». Мероприятие проводилось в соответствии с федеральным законодательством. В рамках слушаний удалось профессионально обсудить исполнение основных параметров бюджета. Особенность нынешних слушаний заключается в том, что исполнение закона о бюджете проходило в условиях кризиса. Основной финансовый документ края корректировался 7 раз. Был принят пакет антикризисных мер, в том числе 8 законов края. Велась работа по оптимизации бюджетных расходов, в результате чего расходы были сокращены на 24,3%.
Параметры социально-экономического развития края были скорректированы с учетом падения цен на цветные металлы на мировом рынке, ослаблением курса рубля к доллару США, опережающего роста цен на топливную и электрическую энергию по сравнению с инфляцией.
В 2009 году в крае была создана рабочая группа для разработки мер по смягчению последствий мирового финансового кризиса. На стабилизацию социально-экономической ситуации из краевого бюджета было выделено более 6 млрд рублей. Эти деньги пошли на финансирование мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, поддержке отраслей экономики, социальную помощь безработным при оплате услуг ЖКХ, выплаты по образовательным кредитам.
«Самое главное, что перед лицом угрозы мы нашли такие варианты исполнения бюджета, что нам удалось сдержать все отрасли экономики, — сообщил журналистам за несколько минут до начала мероприятия первый заместитель краевого парламента Валерий Семенов. — Многие показатели бюджета 2009 года существенно лучше, чем в среднем по Российской Федерации. Парадокс, но по многим отраслям у нас пошел рост производства, особенно со второй половины года. Мы проиндексировали зарплату. В сельском хозяйстве сбор зерновых даже по сравнению с 2008 годом, который мы считали очень удачным, вырос еще на 10%. Задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 2008 годом в 11 раз. Это говорит о том, что основные задачи по эффективности использования бюджетных средств, которые ставит министерство финансов, Законодательное Собрание края, выполнены. Принимаются наиболее эффективные решения — кризис к этому подтолкнул. Хотя на общем фоне снижения и минимизация расходных затрат — 24 млрд рублей — не отразились на основных показателях. И отрасль экономики, и социальная сфера были профинансированы полностью».
В рамках слушаний правительство края отчиталась перед депутатами не только по основным параметрам бюджета, но и по вопросу социально-экономического развития региона и социальной политике.
Законодательное Собрание Красноярского края утвердило отчет правительства об исполнении бюджета 2009 года, представленный на публичных слушаниях.
Со вступительным словом выступил спикер Законодательного собрания Александр Усс. Он охарактеризовал ситуацию, в которой реализовывался бюджет 2009 года как наиболее сложную и драматичную за последние десять лет. «Бюджет принимался в условиях полной неопределенности. Мы прекрасно понимали, что заданные в нем параметры нужно будет корректировать в процессе работы, и очень ценно, что голосовали за этот бюджет единогласно, понимая, что интересы населения края выше партийных амбиций. Очень сложной была первая половина года, которая прошла в условиях жесткой экономии. В этот период очень важно было консолидировать край, объединить усилия всех ветвей власти. Для этого в мае 2009 года мы провели съезд депутатов Красноярского края, на мой взгляд, один из самых содержательных и глубоких. Коллективно обсудили, как нам жить дальше, и после этого правительство подготовило корректировку, а по сути — новый бюджет. Который по основным своим параметрам был исполнен. Мы сохранили социальную и политическую стабильность в регионе, и, как следствие, к концу года начали выравниваться экономические показатели. Искренне благодарен всем за понимание и конструктивизм. Хотелось бы, чтобы этот подход сохранился в дальнейшем. Ситуация с бюджетом нынешнего года выглядит не столь драматично, как в прошлом году, но и не так оптимистично, как хотелось бы», — сказал Усс.
Министр финансов правительства Роман Одинцов обозначил основные направления бюджетной политики, реализованные в прошлом году.
Законом края от 04.12.2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год» в первоначальной редакции доходы краевого бюджета были утверждены в сумме 115 609,7 млн. рублей, по расходам в сумме 135 210,6 млн. рублей, с дефицитом в размере 19 600,9 млн. рублей.
В последствие доходная часть краевого бюджета была увеличена до 121 306,3 млн. рублей за счет увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Особенностью бюджетной политики в 2009 году стала ее антикризисная направленность. Несмотря на кризисные явления, удалось удержать объем расходов краевого бюджета и дефицит на уровне 2008 года, реализовать основные задачи, поставленные при подготовке проекта краевого бюджета на 2009 год. Проведена оптимизация расходов краевого бюджета, в результате чего сокращено собственных расходов в объеме 24,3 млрд. рублей, и признаны утратившими силу положения Закона края «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов» в части, касающейся планового периода. Эта мера позволила обеспечить сбалансированность бюджета и выполнить все социальные обязательства. Публичные нормативные обязательства Красноярского края исполнены на 98,2%.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов в прошедшем году продолжена реструктуризация бюджетного сектора. В форме краевых государственных автономных учреждений осуществляли свою деятельность 52 учреждения, из них 24 учреждения перешли в форму автономных учреждений в течение 2009 года.
Характеризуя текущую ситуацию, министр финансов отметил несколько негативных факторов. Прежде всего, резкое уменьшение финансирования из федерального бюджета. В прошлом году край получил рекордную сумму — более 11 млрд рублей. Нынешний год будет несопоставимо скромнее. Кроме того, ожидаются крупные потери бюджета в связи с увеличением страховых взносов до 8%, дополнительные платежи в фонд обязательного медицинского страхования, расходы на повышение энергоэффективности и переход на электронную форму оказания государственных услуг. Общая сумма потерь — не менее 10 млрд рублей.
Министр экономики и регионального развития Сергей Верещагин обозначил социально-экономическое положение края в отчетный период. По его мнению, кризисные тенденции в экономике преодолены. С сентября 2009 года начался рост всех экономических индикаторов, в особенности положительная динамика отмечается в добывающем секторе экономики. Красноярский край по-прежнему входит в первую десятку промышленных регионов страны. Как интегральный показатель социального самочувствия населения, министр привел данные по демографии — впервые за последние десять лет отмечен рост численности населения, на 0,2%.
Отметив эффективность антикризисных мер, Верещагин обозначил новые приоритеты экономической политики, связанные с развитием экономики и формирование инновационной системы« — на это уже выделено 380 млн рублей.
Заместитель руководителя Счетной палаты Красноярского края Виктор Астраханцев в своей докладе отметил ряд положительных тенденций при исполнении бюджета 2009 года. Оптимизация бюджетных расходов не привела к снижению зарплаты и отказа от социальных обязательств. В то же время указал на некоторые недостатки планирования и координации в действиях исполнительной власти. В числе дестабилизирующих факторов Астраханцев отметил непрерывную реорганизацию органов исполнительной власти.
В обсуждении отчета приняли участие представители местного самоуправления, депутаты Государственной Думы, профсоюзы.
Депутат Законодательного Собрания Людмила Магомедова, кратко характеризуя исполнение бюджета 2009 года отметила, что кризис позволил выявить ряд недостатков в бюджетном планировании. При том, что уровень освоения средств в рамках целевых программ достаточно высок, некоторые направления оказались провальными. В частности, территориальное планирование. В то же время, большая часть неэффективного использования средств связана как раз с дефектами планирования. По мнению депутата, эффективность бюджетных расходов, и строгая их адресность должны стать приоритетными направлениями совершенствования бюджетных отношений.
Николай Кондратьев, представляющий органы местного самоуправления, указал на проблемы с реализацией федерального закона № 131. Органы местного самоуправления поселенческого уровня действительно получили больше полномочий и больше ответственности, но финансовое обеспечение этих полномочий скорее уменьшилось. По его мнению, поселения совсем не скоро смогут стать финансово независимыми, уровень централизации бюджета края очень высок, поэтому очень важно соблюдение единых принципов и подходов в распределении средств и особенно — при оценке эффективности их использования.
По итогам слушаний был принят проект резолюции, в которую будут внесены предложения, прозвучавшие во время обсуждения. Комментируя прошедшие слушания, председатель Законодательного Собрания края Александр Усс отметил: «Публичные слушания по исполнению бюджета являются традиционной формой контроля депутатов, общественности за состоянием финансового процесса у нас крае. Сегодня они прошли достаточно содержательно и спокойно, что вполне объяснимо. Прошедший год был сложным и тяжелым, край пошел на серьезное сокращение бюджетных расходов. При этом сокращение проходило при согласованной позиции с муниципальными образованиями, с основными потребителями бюджета. Коль скоро это была действительно согласованная позиция, сегодня не было особых поводов для недовольства краевой финансовой политикой. Мы понимаем, что и ближайшие два года будут непростыми, но пик экономических неурядиц пройден, и мы имеем достаточный потенциал, чтобы действовать на этом финансовом поле, соразмеряя свои потребности и возможности. Они у нас, как правило, совпадают».
Материал подготовлен при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Красноярского края