Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
>
Тема

Открытые аукционы в электронной форме могут преподнести сюрпризы

Для совершенствования системы госзаказа с 1 января 2011 года на территории Российской Федерации процедура проведения открытых торгов будет идти в электронной форме. Учитывая новизну такого подхода к предстоящим торгам, комитет по экономической политике Законодательного Собрания Красноярского края инициировал проведение «круглого стола», посвященного этой теме.

Участники дискуссии согласились, что совершенствование процедур проведения аукционов при размещении заказов — существенный фактор повышения эффективности использования средств краевого и местных бюджетов. Улучшается качество предоставляемых бюджетных услуг. Уменьшаются коррупционные риски. Немаловажен и факт расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов в процессе проведения открытых аукционов. Обеспечивается гласность и прозрачность размещения заказов, что, соответственно, стимулирует развитие добросовестной конкуренции. Тем не менее, стали очевидны и проблемы, которые возникнут при введении открытых аукционов в электронной форме.

Как объяснил депутат Владислав Королев, именно они стали основным предлогом для проведения «круглого стола». «Очень многие представители исполнительной власти надеялись, что положение закона о переходе на электронные торги не вступит в силу с 1 января 2011 года: мол, закон до конца не проработан, все еще сырое, процедуры не прописаны и так далее, — Сказал Королев. — Думаю, не надо тешить себя такой надеждой. У нас уже прецеденты такие были: все надеялись, что отменят положения тех или иных законов, а Федерация не отменяла и все сталкивались с состоянием вселенского потопа в той или иной отрасли. Более того! У нас подавляющее большинство муниципальных образований до сих пор не умеют правильно правоприменять 94-й ФЗ в плане государственной закупки. Даже те положения, которые сейчас существуют без электронных торгов. Соответственно, необходимо повысить арсенальный уровень обычных положений и норм, которые заложены в 94 законе, но при этом сделать еще акцент на том, что сейчас торги будут проходить в электронном виде. Главная задача — подготовить специалистов на муниципальном уровне, иначе нас ждет такой вал проблем, непониманий и судебных разбирательств, прокурорских представлений и, может быть, уголовных дел, что ни к чему хорошему это не приведет. Пока мы совместными усилиями не подготовим весь муниципальный уровень к переходу на электронные торги я, наверное, не спал бы спокойно».

Участники «круглого стола» пришли к единому мнению о том, что, действительно, необходима модернизация технических средств как заказчиков, уполномоченных органов и специализированных организаций, так и потенциальных участников размещения заказов. Новые правила проведения открытых аукционов в электронной форме требуют и соответствующего уровня профессиональной подготовки специалистов этих организаций.

Подводя итоги дискуссии, участники выступили с предложением обратиться в правительство края и рекомендовать ему ряд мер, которые позволят своевременно подготовиться к новым правилам открытых аукционов в электронной форме.

«На „круглом столе“ были представители органов исполнительной власти, которые непосредственно отвечают за государственные закупки — это агентство госзаказа, присутствовали представители профильных министерств — финансов, экономического развития, которые курируют эти вопросы, — пояснил Королев. — Основными результатами должны быть совместные действия исполнительной власти и органов муниципальных образований по разработке плана мероприятий подготовительных работ для вступления в действие норм федерального закона N94. К 1 июля документ, где четко прописано, что обязаны сделать муниципальные органы по обучению специалистов, созданию аукционных комиссий, регистрации электронных площадок, получению электронной цифровой подписи, открытию счетов для проведения электронных торгов, должен быть готов. Все это должно быть прописано с датами, с ответственными лицами, со стоимостью работ в объединенном бизнес-плане и жестко контролироваться органами исполнительной власти края. Мы заинтересованы, чтобы план совместно с муниципалами был сформирован как можно быстрее, одобрен, прописан и начал воплощаться в жизнь. А Законодательное Собрание и профильный комитет, как контролирующие органы, должны отслеживать, как выполняются его положения», — заключил депутат.

Процедура проведения электронных торгов позволит существенно снизить коррупционные риски. Однако на сегодняшний день схемы проведения такой формы торгов пока не достаточно отработаны и нуждаются в совершенствовании, считают депутаты Заксобрания края.

«Самая главная идея электронных торгов, на моя взгляд, это создание условий неучастия в аукционе чиновников, которые могут так или иначе лично в проведении аукциона интерпретировать разные моменты, связанные с итогами, проведением, условиями, принятием решения, - пояснил депутат ЗС Сергей Шахматов. - Электронные торги - это технически зарегламентированная процедура с конкретными критериями, которые просто так, исходя из человеческого фактора, нельзя обойти. Это самое главное достижение. Вопрос сегодня состоит в состоятельности этих электронных торгов. Сегодня есть ситуации, когда все электронные торги теряют весь смысл, потому что заходят на электронные торги так называемые «космонавты» с ручкой и калькулятором. Падают в цене, а потом уходят с этих торгов, фактически срывая торги. Сейчас необходимо внедрить систему минимизации этих рисков срыва электронных торгов и фактически составить список недобросовестных участников, цель которых не борьба за контракт, а снижение цены, получение «отката», срыв торгов. Их нужно отстранить от этого процесса в рамках закона, и тогда электронные торги будут состоятельными».

В Красноярском крае электронные торги уже проводились, рассказал депутат. Полностью процедура проведения открытых аукционов в электронной форме будет введена с 1 января 2011 года. В ближайшее время в крае решено продолжить опыт электронных торгов и, вместе с тем, заниматься поиском решений, «которые позволят проводить торги в полноценном формате», - заключил Шахматов.

Депутат Александр Симановский добавил, что плюсы новой формы торгов - «в ее открытости и снижении факторов коррупционности». «Минусы в том, что появились компании, которые делают торги невыполнимыми. В районах края появляются омские, томские компании, которые участвуют в конкурсах и играют на понижение цены. В данной ситуации нужно уточнение 94 федерального закона, чтобы не было допущения до конкурса, в том числе и по электронным торгам фирм-"пустышек", которые участвуют в торгах только для того, чтобы получить какие-то отступные деньги», - сказал депутат.

«Нужно сделать перечень недобросовестных фирм, - добавил Симановский. - Не допускать в этот список фирмы-однодневки, которые не имеют ни специалистов, ни рабочих, не имеют профессиональных навыков в том направлении, в котором они участвуют». В настоящее время поиском решений для данной ситуации занимается и губернатор и правительство, отметил депутат. Проведение недавнего «круглого» стола говорит о том, что власть обеспокоена этой проблемой, заключил Симановский.

Рекомендации круглого стола на тему: «Совершенствование системы государственных закупок в связи с предстоящим введением процедуры проведения открытых аукционов в электронной форме» (в формате .doc)

Материал подготовлен при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Красноярского края