Муниципалитетам Красноярского края не хватает денег выполнять решение судов о ремонте дорог

В Красноярском крае муниципалитетам не хватает денег на то, чтобы выполнять решения судов. Этот вопрос обсуждался накануне в Законодательном Собрании региона.

Председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова отметила, что речь идет о судебных решениях по предписаниям надзорных органов, например, о состоянии дорог, полигонов ТКО, очистных сооружений и т.д. Неисполнение решения суда может повлечь за собой даже уголовную ответственность для должностных лиц муниципалитета, но при этом денег на решение проблем нет.

Это проблема актуальна не только для Красноярского края, но и для других субъектов Федерации. Владислав Зырянов рассказал о ситуации, сложившейся в его избирательном округе, в Минусинске: «На администрацию подали в суд и требуют исполнить его решение. Согласно вердикту, необходимо создать инфраструктуру для земельных участков с малоэтажным жильем. Бесспорно, все это делать необходимо. Я сам бьюсь с этой проблемой не один год. Но цена вопроса — 6 миллиардов рублей! Это годовой бюджет Минусинска. Мы были бы очень рады, если бы в решении суда было сказано, откуда взять эти деньги. Но вряд ли стоит рассчитывать на чудеса».

По словам начальника специализированного отдела судебных приставов по Красноярскому краю Главного межрегионального Управления ФССП Екатерины Гусевой общая сумма, необходимая для исполнения судебных решений, составляет около 16 млрд. рублей. Наибольшее число решений судебных органов касается вопросов обеспечения жильём. Это переселение из аварийного жилого фонда, предоставление жилья детям-сиротам. Так, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в основном производится органами местного самоуправления за счёт краевых субвенций, которые ежегодно предоставляются муниципальным образованиям в сумме порядка 2,5 млрд рублей. Вместе с тем в службе судебных приставов отмечают положительную динамику по значительному снижению (на 70 %) остатка исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам. К «финансовоёмким» направлениям также относятся создание объектов инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям и строительство очистных сооружений.

В краевом бюджете ежегодно предусматриваются средства на предоставление межбюджетных трансфертов муниципалитетам: на строительство и реконструкцию дорог, строительство и модернизацию объектов ЖКХ, создание объектов инфраструктуры на земельных участках для многодетных, ремонт школ. На эти цели в 2024 году предусмотрены субсидии муниципалитетам в общей сумме 28,3 млрд рублей, а также иные межбюджетные трансферты в сумме 5,6 млрд рублей.

Важное значение имеет и контроль со стороны краевой власти.

«Безусловно, необходимо соблюдать законодательство и при этом не отказываться от здравой оценки ситуации. Контроль со стороны краевой власти за исполнением судебных решений в отношении глав муниципалитетов должен быть усилен. При этом необходимо провести анализ: сколько судебных решений и дел у того или иного главы города или района. Конечно, главы несут ответственность за все вынесенные судебные решения. Но при этом региональная исполнительная и законодательная власть должны оказывать руководителям территорий более существенную поддержку для исполнения этих решений», — считает вице-спикер регионального парламента Дмитрий Свиридов.

В ходе дискуссии депутаты высказывали мысль о том, что процедуры по исполнению судебных решений должны, будучи в рамках закона, прежде всего, работать на благо муниципалитетов. В обсуждении приняли активное участие парламентарии Максим Маркерт, Юрий Адаменко, Ирина Иванова, Вера Оськина, Максим Золотухин, Владимир Вахтель, Виктор Кардашов, Анатолий Самков, Екатерина Уделько.

Депутаты предложили правительству региона проанализировать объем и структуру расходов, необходимых для исполнения судебных актов местными бюджетами по отельным отраслям. Органам местного самоуправления рекомендовано работать над тем, чтобы число судебных актов не увеличивалось, спорные вопросы урегулировать во внесудебном порядке, а также активно использовать для этого правовую помощь, оказываемую ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при правительстве Красноярского края».

«Исполнение судебных решений для органов МСУ обязательно. Для этого необходимо изыскивать финансовые ресурсы. Разговор на заседании получился очень содержательным, поскольку тема исполнения судебных решений затрагивает не только органы местного самоуправления, но и финансовую политику региона в целом. Да и не только региона, такие проблемы есть во всех субъектах Российской Федерации. Все проблемы нам известны, они требуют принятия финансовых решений на уровне края.
Правительство региона этими вопросами занимается, а мы, в свою очередь, до 1 октября ведем сбор информации, анализируем ее и накануне принятия проекта бюджета на трехлетку будем смотреть, как судебные решения отражены в главном финансовом документе. Подход к решению таких проблем должен быть не только государственным, но и рациональным, взвешенным», — резюмировал председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин.