26 мая в Мраморном зале Кремлевского дворца Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. В числе собравшихся, помимо членов обеих палат Федерального Собрания, были председатели Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, генеральный прокурор РФ, председатели Центризбиркома и Счетной Палаты РФ, члены Государственного совета РФ и главы основных конфессий. Это уже пятое обращение В.В. Путина и первое после переизбрания его на второй срок. В связи с этим, присутствующие ожидали услышать и услышали программу действий не только на предстоящий год, но и на все последующие годы президентского правления ВВП.
Глава государства начал свое выступление с подведения итогов, по его словам, «…впервые за долгий период Россия стала политически и экономически стабильной страной, страной независимой – и в финансовом отношении, и в международных делах…». Стабильность и независимость в данном случае можно понимать по-разному. Беда в том, что и то и другое не носит системного характера, стабильность эта весьма и весьма условна. Изменение определяющих факторов может разрушить эту стабильность в мгновение ока. Политическая стабильность бесспорна и во многом является личной заслугой президента, по существу вся система построена под одного человека, и только личный авторитет В.Путина, доверие населения к нему, и, наверное, страх перед ним элиты держит эту систему в рабочем состоянии. Сможет ли эта система работать без Путина - большой вопрос. В этом смысле до стабильности еще очень далеко, и построение такой системы - это вызов истории В.Путину. Сможет ли он, потратив четыре года первого президентского срока на построение системы «под себя», выстроить систему, которая сможет существовать без него?
Дальнейший текст послания свидетельствует о том, что данный вызов осознан Президентом, и пути построения такой системы намечены. Одной из целей развития страны обозначена «…зрелая демократия и развитое гражданское общество…». Стабильность экономическая обусловлена, как это ни печально, внешнеэкономической конъюнктурой, и при ее ухудшении последствия будут безрадостные. За прошедшие четыре года, равно как и за все предыдущие, обозначенные в послании как периоды «демонтажа прежней экономической системы» и «расчистки завалов», структура российской экономики фактически не изменилась. Преобладание добывающих отраслей делает угрозу превращения в «сырьевой придаток» реальностью. Главная опасность в том, что каждый месяц и год промедления в этом вопросе все больше укрепляют наше незавидное место в международном разделении труда и оставляют все меньше шансов на диверсификацию экономики. Кроме того, путь догоняющего развития, по которому сейчас идет страна, вообще говоря, означает, что мы пытаемся достичь чьего-то прошлого, поскольку развитые страны ведь не стоят и не ждут, пока мы их догоним. Однако, как выяснилось, даже о том, чтоб догнать Португалию, говорить пока рано. Президент в своем послании констатировал, что, несмотря на очевидные успехи в развитии, «нам пока не удалось «догнать самих себя» образца 1989 года. Очевидно, что увеличение темпов роста - задача первостепенной важности. В то же время необходимо отдавать себе отчет в том, что этот рост не должен быть обеспечен лишь одной-двумя ведущими экспортными отраслями.
Другим важным моментом является распределение национального дохода. В настоящее время это распределение не способствует сокращению имущественного и социального неравенства, а лишь усугубляет его. По официальным данным, разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан страны составляет 14,5 раз, а в реальности он оценивается почти в 20 раз, в развитых странах указанный коэффициент составляет, как правило, 8-10 раз. При указанном распределении увеличение валового внутреннего продукта будет только усугублять ситуацию и провоцировать рост социальной напряженности. В этом смысле правильнее ставить главной целью повышение уровня благосостояния граждан, что и обозначено в послании. Рост ВВП является скорее средством его достижения. Причем, дело не только и не столько в количественных показателях. Жители развитых стран, вообще говоря, мало озабочены показателями темпов роста национальной экономики. Тем не менее, без них в послании обойтись не удалось. Удвоение ВВП должно быть достигнуто к 2010 году или раньше. Таким образом, были сняты сомнения, зародившиеся после послания образца 2003 года: удвоение к 2010 году или за 10 лет. Кроме этого, была названа цифра желательной инфляции - 3 % в год. Следует отметить, что эта цифра максимально приближена к показателям развитых стран. И хотя министр экономического развития и торговли Г.Греф полностью разделяет мнение президента и считает поставленные задачи выполнимыми, а министр финансов А.Кудрин заявляет, что над этими задачами «придется «попотеть» больше, чем в предыдущие 4 года», не следует выдавать желаемое за действительное. В настоящее время правительство обладает очень ограниченным набором инструментов для сдерживания цен. Кроме того, есть ряд отраслей, цены в которых во многом определяют уровень инфляции. Одна из таких отраслей - жилищно-коммунальное хозяйство - и утверждать, что реформирование отрасли удастся завершить без повышения цен на ее услуги, значит как минимум, не говорить всей правды. Аналогичным образом дела обстоят в других естественных монополиях. Поэтому снижение инфляции до 3 % к 2006-2007 вряд ли будет достигнуто.
Большая часть послания, и это отметили практически все наблюдатели, посвящена проблемам социального блока. Прежде всего, Президент отметил особую актуальность жилищной проблемы. Глава государства призвал правительство, региональные и местные власти «ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не десятая, как сегодня) могла бы приобрести квартиру за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов». Не совсем ясно, правда, когда такие возможности должны появиться у остальных двух третей. Кроме этого, В.Путин озвучил ряд мер, которые необходимо предпринять для решения жилищной проблемы. Это развитие ипотеки, разрушение монополии на строительных рынках, гарантии права собственности и прозрачность сделок на рынке жилья. Все указанные меры, как было сказано, «в целом известны». Остается неясным, что мешает этим процессам, и достаточно ли президентского слова, чтоб они были запущены?
Следующим пунктом выступления Президента стало здравоохранение. Были упомянуты низкая продолжительность жизни и высокая смертность в трудоспособном возрасте. Одной из главных причин указанных проблем является неэффективность отечественного здравоохранения. Как отметил Президент: «И по сей день во всей системе предоставления медицинских услуг, их качество и доступность продолжают снижаться, а затраты только растут». Собравшиеся наверняка подивились сему загадочному факту, однако вряд ли следовало ожидать, что проблемы отрасли с неэффективным управлением и дефицитом финансирования могут разрешиться сами собой. Одним из рецептов повышения эффективности здравоохранения должен стать переход от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. На практике это, очевидно, должно означать, что отопление и горячую воду в поликлинике включают только после определенного количества качественно вылеченных пациентов.
Также в послании были рассмотрены проблемы отечественного образования, оптимизация налогообложения и бюджетных расходов, развитие транспортной инфраструктуры, военная реформа. Все эти, казалось бы, разные темы, объединяет одно - это «болевые точки», которые, по словам экс-кандидата в Президенты Николая Харитонова, «общеизвестны, и хотелось бы услышать, когда начнется сдвиг с «мертвой точки».
Хочется верить, что послание Президента Федеральному Собранию образца 2004 года и есть серьезный шаг к этому сдвигу. В послании действительно обозначены проблемы, которые объединяет одно: если в ближайшее время не предпринять серьезных шагов для их решения, может стать поздно. И в этом главное отличие последнего послания от всех предыдущих.
Михаил Лубочников