Депутаты Законодательного собрания приняли бюджет края на 2010 год
«Это историческое событие» — так описали многие народные избранники итоги своей работы. И были правы в том смысле, что еще никогда краевой бюджет не принимался единогласно. Еще один эксклюзив — количество поправок, внесенных на рассмотрение комитетов после первого чтения (более 130), и количество принятых поправок во втором (76) на общую сумму в 4,6 млрд рублей. За разработку и принятие главного финансового документа региона парламентариям можно поставить твердую пятерку. Только как этот, к слову дефицитный, документ будет работать в следующем году, отличники пока не знают.
В ожидании
Итоговая бюджетная «контрольная» числилась в повестке в третьем десятке вопросов. Для такого ответственного экзамена требуется размяться и немного отвлечься после долгой подготовки (первое чтение, обсуждение на комитетах). Посему в «учебном кабинете» среди депутатов царила благодушная обстановка — под веселый гул депутатов Семен Пальчин, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, доложил о том, как плохо живется на Севере. На одного жителя в далеком северном поселке приходится лишь два квадратных метра жилья.
— Пользуясь данным мне правом с этой трибуны обращаться к партиям, фракциям Законодательного собрания, общественности Красноярского края, прошу поддержать право малочисленных народов на самосохранение, саморазвитие, не допустить, чтобы коренные народы нашего края были стерты с лица земли, — сказал в завершение доклада уполномоченный. Если бы депутаты слушали его внимательно, они бы почувствовали, сколько тоски и боли было даже не в словах, в интонации. Но этого не случилось, и веселый гул продолжил висеть над депутатами.
К слову, после доклада представители профильного комитета все-таки отреагировали на речь Пальчина и решили разработать и утвердить мероприятия по устранению нарушений прав малочисленных коренных народов.
После законопроекты принимались один за другим — о материальном стимулировании сотрудников ОВД, пакет социальных законопроектов...
— Если мы будем продолжать в таком темпе, успеем разобрать бюджет до обеда, — с надеждой сказал спикер Александр Усс. После этого фраза председателя «принято единогласно» зазвучала еще чаще.
Когда к трибуне вышел министр финансов Михаил Котюков, все поняли — «итоговая контрольная» начнется вот-вот. Котюков изложил данные по последней оптимизации бюджета с учетом поправок, принятых на комитетах, замечаний и предложений, отмеченных в заключениях экспертно-правового управления Законодательного собрания и Счетной палаты края. Практически основные показатели доходов и расходов бюджета на будущий год не изменились, состоялось лишь перераспределение средств в размере чуть больше 285 млн рублей.
Звонок на урок
Они и правда успели начать рассмотрение бюджета до обеда. Основной докладчик — Валерий Семенов — в течение десяти минут рассказывал о поправках, большинство которых касалось социальной сферы (и субсидии, и строительство соцобъектов), а потом предложил задавать вопросы.
— Поправки у вас на руках, коллеги, поэтому, если необходимо, я готов их прокомментировать все, — ответственно заявил Семенов и, наверное, не ожидал, что кто-то «в классе» действительно начнет задавать вопросы, да еще и с претензиями. Валентина Бибикова после двух уточнений принялась за третье, но тут ее отвлекли.
— Пожалуйста, Валентина Семеновна, продолжайте, — сказал Александр Усс на правах «учителя», — а вы, Алексей Михайлович, не отвлекайте.
— Да, вот он отвлекает, — пожаловалась Бибикова. И поняв, что жалобу услышали, продолжила уточнять: — Еще вопрос у меня.
Казалось бы, все вопросы должны были кончиться у депутатов еще на комитетах, но вышло не так. Бибиковой минут пять рассказывали, почему необходимо платить деньги за покупку Дворца труда, но депутат отказывалась это понимать. Понятия «приватизация» и «частная собственность» поняты не были.
— Это ведь народ строил, почему мы должны за это платить бюджетные деньги? — с вызовом спрашивала она.
Ей объяснили, что у здания есть собственник. На вопрос, кто этот собственник, депутату не ответили.
— Ну уж прямо какая-то тайна, я не знаю! Все равно узнаем из газет, — с обидой сказала Бибикова.
— Вопрос понятен, он относится к категории философских, — успокоил коллегу спикер и на том прекратил обсуждение.
Звонок с урока
В итоге если говорить о цифрах, то доходы бюджета составили почти 104 млрд рублей, расходы — около 115 млрд. Дефицит бюджета — 11,7 млрд рублей. Говорить о том, что этот бюджет несоциальный, наверное, нельзя. Большинство льгот и субсидий сохранились, некоторые скорректировались в форму уменьшения, какие-то стали «доступны» меньшему количеству жителей края. Есть только одно серьезное «но» — все социальные выплаты в будущем году не будут проиндексированы, а соответственно, останутся на уровне этого года. Не касается «запрет на индексацию» лишь субсидий по ЖКХ.
— Спасибо огромное всем, — поблагодарил спикер, но его слова заглушили аплодисменты депутатов. Кто-то хлопал и в это время вставал с кресла, кто-то уже направлялся к дверям.
Не тут-то было, радостных и голодных парламентариев остановили — потребовалось еще рассмотреть пару вопросов. Да и правило, что звонок не для учеников, а для учителя, никто не отменял. Помучившись еще немного, депутаты отправились на обед.
Во время постбюджетного брифинга Александр Усс выглядел довольным, как может быть доволен учитель, все ученики которого справились с итоговой контрольной работой.
— Я с удовлетворением констатирую, что в тяжелом бюджете следующего года мы сохранили средства на социальное строительство. Я имею в виду и Ледовый дворец спорта, и два крытых катка в городе, физкультурно-оздоровительные комплексы, — заявил Александр Усс.
Спикер назвал бюджет реалистичным, несмотря на все проблемы в экономике. Если не будет хватать какого-то количества средств, Усс заверил, что мы можем прибегнуть к заимствованию, правда, оговорился — объемы этих займов небольшие. Об этом же говорили и министр финансов Котюков, и председатель комитета по бюджету Валерий Семенов.
— Бюджет довольно тяжелый, — отметил Семенов. — Мы знаем, что многие решения нетрадиционны для Красноярского края. Но надеемся на понимание жителей, потому что кризис не обошел нас стороной. Все наши земляки должны поверить, что и Законодательным собранием, и правительством сделан максимум, чтобы минимизировать социальные последствия кризиса и сохранить экономику края, ее дальнейший рост.
Михаил Котюков за все правительство пообещал эффективно использовать каждый бюджетный рубль и искать дополнительные источники наполнения бюджета.
— На сегодняшнем этапе бюджетный процесс не закончен. — Михаил Котюков не стал сильно радоваться происшедшему в стенах парламента, а уже задумался о будущем. — Можно сказать, что он перешел в следующую стадию, и впереди у нас очень тяжелая работа по исполнению этого бюджета. 2010 год будет непростым, параметры доходной части бюджета очень напряженные.
Напряженность в первую очередь из-за цен на цветные металлы и курса доллара. Он, кстати, заложен в бюджете на уровне 33 рублей 90 копеек.
После министр финансов признался — не верил до последнего, что бюджет будет принят единогласно. Слишком много работы было проделано с апреля, и слишком много вопросов вызывал главный финансовый документ края.
— Мы говорим так грустно не потому, что нам грустно, а потому, что мы устали, — сказал в завершение Семенов, посмотрел на Котюкова, и оба они — главные специалисты по бюджету — удалились.
Что ж, депутатам осталось отработать еще на одной сессии в конце декабря, после которой их ждут долгожданные новогодние каникулы.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»