Издатель: Enlight Software
Жанр: Action/RPG/RTS
Когда я еще только собирался начать обзор, то, вдохновившись блогом Скотта Миллера (руководитель 3D Realms), хотел проехаться по невыносимо длинному названию игрушки. В самом деле, чем думают люди, переименовывающие простой и ясный The Fall of Max Payne в пронумерованный Max Payne 2: The Fall of Max Payne? Зачем первую часть называть Halo: Combat Evolved? Как запомнить монструозное Star Wars: Jedi Knight 2: Jedi Outcast? К чему городить огород с Wars and Warriors? Потом в голове явилось предположение, что перед нами начало целой серии игр о войнах и воинах. Если задумка и в самом деле такова, искренне надеюсь, она не повиснет в воздухе, не провалится из-за финансовых кризисов и не будет утоплена собственными авторами. Потому что игра мне понравилась.
Именно так, и посему обойдемся без долгих иносказательных вступлений. Признаюсь, люблю, когда сразу, с первой страницы, с первого сцены, экрана – в гущу действия. Чтобы не “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”, а что-то вроде такого: “Спасаясь от пены, Фрэнк бросился на четвереньки, юркнул в круглый лаз какого-то коллектора. Труба коллектора не могла быть глухой: в конце ее хотя и слабо, но все же светилось отверстие выхода, и это весьма обнадеживало”.
Hack-and-slash
Начинаем новую игру и видим, как Жанна молится в храме, встает с колен и тут же отправляется в дорогу. Задумываться о бренности графики или историческом соответствии некогда. Первая схватка – через 50 метров. Слышны (о да, вот за что мне сразу понравилась эта игра!) сочные звуки ударов мечом, видны веселые циферки, выпрыгивающие за свершение правого суда, поверженные враги растворяются в воздухе, оставляя немного денег, а то и какое-нибудь продовольствие. Цикл повторяется много раз, начиная со слов “через 50 метров”.
Веселые циферки - вовсе не показатель крутости прохождения этапа, как, прости господи, в какой-нибудь Tazy Craxy. Просто визуализация полученного опыта. А где опыт, вы понимаете, там и новый уровень, и очки, чтобы улучшать умения, учить новые приемы атаки. В игре, обладающей вышеперечисленными свойствами, само собой присутствуют инвентарь, артефакты, различные виды и уровни оружия, провизия и обязанность играть ими в тетрис.
Конечно, ролевые элементы здесь упрощены, если не утрированы. Приветливый дизайн служебных экранов пропадает втуне, поскольку долго там делать нечего. Главное пиршество игропроцесса живет на просторных полях средневековой Франции, где Жанна Д’Арк расправляется с вероломными захватчиками из-за Ла-Манша в духе Diablo-подобной сечи. По-английски такая страда называется hack-and-slash, и это определение мне импонирует больше всего. Hack! Понимаете? И slash! Hack-and-slash! Hack-and-slash! Как верно, как точно подмечено (от слова меч, разумеется)! Звенит клинок. Это будни кузницы. Кузницы духа и тела овиртуаленного героя. Первый фитнес-курс для компьютерных воительниц. Лару К. к таковым не относим.
Признаюсь, всегда с недоверием относился к играм приставочной национальности. Мне казалось, что они со своими комбо, специальными движениями и видом от третьего лица, в конечном счете, отнимут у нас умные, интересные и красивые игры. Вероятно, попадались не те испытуемые. Какое наслаждение, какое эстетическое удовлетворение, оказывается, можно получать, оглушая и сваливая изящной комбинацией оплеух даже не солдат, нет, россыпь самодвижущихся манекенов в одежде английской армии 15 века.
Отпрыгнуть, нанести тяжелый удар, отступить в сторону, специальным движением мгновенно подскочить и опрокинуть оставшихся на ногах и тут же прикончить какого-нибудь бедолагу добивающим ударом. Пока наша протагонистка сражается плечом к плечу с отрядом единомышленников, играть еще веселее. Тогда происходящее можно охарактеризовать словами классика: «все смешалось: кони, люди…» Но даже если помощники отправились в страну вечной свободы, в одиночку легко можно зачистить целую карту, разве что времени потребуется больше. И все это происходит в удобном и единственно возможном виде от третьего лица с на удивление приличной камерой. Пару вечеров не надоедает совершенно.
Галопом по Европам
Когда порча мышки начинает утомлять, предоставляется возможность покататься на лошадках, прочувствовать, почему настоящей царицей полей является все же кавалерия. Соотношение неприятельских сил к приятельским, как тридцать пять к одному, более не кажется фарсовым. Наоборот, надеешься, что за холмом в нетерпении мнется еще с полсотни мечников, пикейщиков, лучников и хмурых мужиков с булавами.
Масштабы битв от миссии к миссии укрупняются. Карты огромны, враги МНОГОчисленны. Приятно, что в отличие от большинства подобных игр, JoA не заставляет вас выполнять задания в строго определенной последовательности. Как в жизни, местность опутана сетью дорог, дорожек и тропок, и по какой из них вы отправитесь, решать вашему здравому смыслу и стратегическому гению. На пятой (из восьми) миссий игра, наконец, дает возможность управлять своими войсками в режиме стратегии реального времени. Правда, кардинально это ничего не меняет. Выделил отряд левой кнопкой, послал на место действия правой. В остальном – тот же hack-and-slash, пока не надоест. Зато приходит понимание, почему персонажи детализированы столь скудно. Благодаря этому движок JoA без особых проблем демонстрирует побоище с участием сотни полигональных воинов. Иногда подтормаживает, конечно, но у кого игры идут вообще без этого греха, тот пусть первым покажет свой камень.1
О недостатках можно сказать многое, было бы желание. Графика не зажигает в сердце пламенную искру восхищения. Вода какая-то акварельная, латы не сверкают, под ногами не земля - текстуры. Динамическая трава и та неопрятная какая-то. Раздражают поставленные везде невидимые стены. Вроде бы и можно прыгнуть через бревнышко - ан нет, у дизайнеров совершенно другой план, так что придется обходить через вражескую базу. Расстраивает почти полное отсутствие искусственного интеллекта у компьютерных войск. Даже боссов победить проще простого: нужно лишь не попадаться на их свирепые комбо и расстреливать болезных из лука на ходу. Другие герои, от лица которых тоже можно сражаться, переключившись на них с Жанны, совершенно неуправляемы. Стоит их оставить хотя бы на секунду, как они нападают на превосходящие силы врага с жертвенностью, достойной камикадзе. Это лишает возможности организовать даже элементарное отступление. Музыкальное сопровождение быстро утомляет. Чувствуется, что Марк Дерелл вдохновлялся Джоном Уильямсом, Хансом Циммером и Ховардом Шором одновременно, но чудодейственного влияния классиков хватало на создание в среднем полутораминутного трека. А теперь посчитайте, сколько раз он обречен повторяться в течение трех-пятичасовой миссии?..
…Но желания говорить о недостатках нет. Хочется помечтать о том, как Тревор Чан, автор успешных «Семи королевств», «Капитализма» и «Ресторанной империи» доведет движок и концепцию до ума, вычистит AI-огрехи и наштампует еще несколько игрушек из серии War and Warriors. И желательно, побыстрее.
1 камень: на компьютерном сленге – процессор.
Системные требования:
Минимальные: процессор Intel Pentium III 800 МГц, 256 Мб оперативной памяти, NVIDIA GeForce 2mx, 1100 Мб на жестком диске
Рекомендуемые: процессор AMD Athlon / Intel Pentium IV 1500 МГц, 256 Мб оперативной памяти, GeForce 3 или Ati Radeon 8500 и выше
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb
Влад Вавилов