Главная
>
Статьи
>
Вишневое послевкусие

Вишневое послевкусие

08.11.2008
0

Вот уже две недели прошло после моего возращения из Норильска. А до сих пор не могу забыть «Вишневый сад» северного театра. Зацепило, что называется, не по-детски. Несмотря на мощный культурный круговорот краевого центра, с его сверхизобилием впечатлений.

В Норильском драмтеатре мне любезно предоставили DVD-запись «Вишневого сада». На днях не отказала себе в удовольствии пересмотреть спектакль. И вновь, зная не только содержание самой пьесы, но и спектакля норильчан (подробнее о нем — в недавней рецензии), не могла оторваться от этого зрелища. Режиссер Линас Зайкаускас придумал столько любопытных игровых моментов, что наблюдать, как они вплетаются в ткань спектакля — сплошное удовольствие. И не только для зрителей, но и для самих актеров.

Кстати, об актерах — распределение ролей здесь почти идеальное. Нечасто встретишь такой блестящий актерский ансамбль. И помимо работ, отмеченных в рецензии (увы, ее сжатый объем вынужденно ограничил меня в красноречии), не могу не выделить еще некоторых персонажей.

Нелеп и анекдотичен разорившийся помещик Симеонов-Пищик (Андрей Ксенюк). Особенно смешно, когда невысокий субтильный Ксенюк бьет себя кулаком в хлипкую грудь и гордо произносит: «Здоровье-то у меня лошадиное». Ну как, скажите, на такое заявление может отреагировать зрительный зал? Однако если задуматься, смех смехом, но есть здесь и немалая доля истины. Именно такие вот гибкие и проворные человечки и приспосабливаются ко всем жизненным перипетиям. В отличие от иных недотеп, вроде наивного и непрактичного Гаева (Сергей Игольников). Кстати, будущее, ожидающее последнего, показано в спектакле хоть и несколько прямолинейно, но вполне закономерно. Прототип грядущего Гаева — тот самый загадочный прохожий, который появляется примерно в середине пьесы. Голодный россиянин, как он сам себя именует, униженно просящий копеек тридцать…

В спектакле Зайкаускаса в той или иной мере сочувствуешь практически всем героям. При всей своей неуклюжести и комичности, они пробуждают в публике какую-то невольную жалость. За исключением одного — лакея Яши (Павел Авдеев). Вот с ним-то режиссер не поцеремонился — этот персонаж вызывает отвращение у всех. Особенно омерзительна сцена, где Яша кидается целовать ноги своей госпоже — лишь бы она забрала его в Париж. Раневская (Нина Валенская) не отказывает ему. Хотя и прекрасно отдает себе отчет: этот холуй не замедлит при случае ее предать… И как тут не посочувствовать легкомысленной Дуняше (Маргарита Ильичева), купившейся на дешевый лоск своего случайного ухажера?

Единственное, что изрядно раздражало в спектакле — сцена встречи двух сестер, Ани (Людмила Каевицер) и Вари (Галина Савина). Явная затянутость, с неестественно бурным щенячьим восторгом. Но, к счастью, режиссер на днях приехал в Норильск и несколько подкорректировал свое творение. Спектакль сократился примерно… на час! Но не за счет режиссерских задумок. А за счет самого текста пьесы. Насколько удачно это получилось — увидим в апреле, на фестивале «Театральная весна».

Елена Коновалова, Фото из архива театра

Рекомендуем почитать