Главная
>
Статьи
>
Владимир Луцкий: «Охотоведы – особая когорта людей»

Владимир Луцкий: «Охотоведы – особая когорта людей»

11.07.2005
7

Начальник крайохотуправления

Родился 24 августа 1947 года в городе Купино Новосибирской области
В 1971 году закончил Иркутский институт по специальности «охотовед-биолог»
1971-1977 гг. работал в коопзверопромхозе Северо-Енисейского района
1977-1980 гг. заместитель начальника крайохотуправления по госохотнадзору
1981-1985 гг. директор коопзверопромхоза Енисейского района
С 1985 г. и по настоящее время – в крайохотуправлении
С 1992 г. начальник крайохотуправления

Семейное положение – женат, сын, дочь

Увлечение – охота


Владимир Луцкий (слева) и Вадим Федяев, старейший охотовед Минусинского района

Владимир Васильевич, расскажите немного о себе…

Вы будете удивлены, но родился я с любовью к животным. Начиная со школы, ловил и кормил сусликов, сорок других мелких диких зверюшек. Ящериц носил в школу. Они бегали по мне, и одноклассники счастливо верещали на уроках. Родился я в городе Купино Новосибирской области 24 августа 1947 года. Сызмальства все праздничные и выходные дни проводил в лесу. Даже сейчас, как в детстве, слушаю жаворонков с огромным удовольствием. Закончил школу, поступил в Иркутский сельскохозяйственный институт на охотоведа, закончил его в 1971 году. Два года был на практике на Сахалине, изучал и добывал морского котика. Но мне ближе тайга, и поэтому после окончания института по распределению выбрал Северо-Енисейский район Красноярского края. Начал работать заведующим участком в районном коопзверопромхозе. Через четыре года стал директором хозяйства. Два года наш промхоз занимал первые места по Всесоюзному и Всероссийскому соцсоревнованию. Это 1975-1976 годы. Затем переехал в Красноярск. В Красноярске работал три года в крайохотуправлении начальником отдела, затем заместителем начальника по госохотнадзору. Тогда зарплата была маленькая, а директор промхоза в Енисейском районе Коновалов уходил на пенсию. Я же всегда мечтал о работе в Енисейском районе. Вот и стал опять директором коопзверопромхоза в Енисейском районе. Отработал пять лет. Среди достижений – сделали пятилетку за четыре года. В 1985 году получил в качестве премии легковой автомобиль «Волга». С 1985 года я снова перешел в охотинспекцию крайохотуправления. Промыслово-охотничьи хозяйства с началом перестройки начали разрушаться.

Что стало происходить с охотуправлением в годы перестройки?

После 1985 года служба госохотнадзора практически была ликвидирована путем передачи ее функций Минприроде. Канитель длилась пять лет. Охотоведы госохотнадзора занимались заготовкой ягод, грибов, папоротника, т.е. хозяйственными работами в начавших стагнировать государственных промхозах. Развалив мощную службу тогда, Минприроды РФ себя не оправдало. Охотоведы – это особый контингент людей, который нельзя никуда заталкивать, ни с кем соединять. Они должны заниматься только своим делом. Это особая когорта людей, можно сказать, таежный десант. Нет ни одного такого «ОМОНа», кто способен быть такими, как охотники. Ведь наш охотовед будет идти по лесу, дышать, язык высунув, но – чу!.. в две секунды безо всякого упора он спокойно попадет в копеечку. Но вернемся к преобразованиям в нашем государстве. Как начинают объединять – развал. Сейчас нас объединили с ветеринарной службой. Ну, как можно! Возьмем двух детей в одной семье. Один ветврач. Он лапку котенку перевяжет, лечит курочку – он родился лечить. Охотоведы – это охотники, первобытные люди. Они на все смотрят через прицел. Но вместе с тем, нет лучшего охранника леса и зверей. Вот пример – все охотугодья юга и севера края закреплены за промысловыми охотниками. Ни одного квадратного метра пустого нет. Стоит только ступить чужому человеку в тайгу и сразу же находится хозяин. В 1992 году в Красноярском крае постановлением тогдашнего руководителя региона Аркадия Вепрева было создано краевое охотуправление, и мы проработали 13 лет. Сейчас вторая попытка ликвидации в прямом смысле этого слова.

Каковы функции, которые выполняло охотуправление?

Основная функция – это физическая охрана диких животных и среды их обитания. В основном мы проводим рейды. Наступила весна – на солонцах начинают отстреливать маралов. Это самая легкая охота. Маралы выходят на солонцы – а охотники сидят в кустах. В этот период охрана работает наиболее активно. Затем наступает лето. Мы следим, чтобы весной и летом не стреляли копытных, когда у них начинается период отела. Рано осенью или поздней весной – чтобы не добывали пушных зверей, когда они начинают линять. Основная цель всех охранных мероприятий – чтобы «продукция», добытая в лесу, была законной. Вторая функция охотуправления – учет численности охотничьих животных. У нас в крае более 1,5 тысячи респондентов. В основном это охотники. Мы рассылаем специальные карточки-опросники. Их заполнение дает нам информацию о наличии зверей, погодных условиях, кормовой базе. Охотник указывает, сколько добыл, сколько, на его взгляд, осталось. Мы дополнительно проводим авиаучет. Правда, это происходит раз в четыре года. Исходя из имеющихся данных, мы делаем прогноз и определяем квоты добычи зверя на следующий год. Наши материалы обрабатываются учеными. Проходят экологическую экспертизу и Российский Госохотучет выдает лимиты на следующий охотничий сезон. Губернаторы подписывают распоряжения об открытии охоты, нормах и сроках на тот или иной вид зверя.

В чем суть нынешней реорганизации и как будут распределены функции между федеральными и региональными органами власти?

Во-первых, ликвидируются все охотуправления по России. Вместо них образовалась Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В нее вошли ветнадзор, рыбнадзор и охотнадзор. Я считаю, что в одну корзину стащили как бы совсем разных пород щенят. Получится хорошая стая? Не уверен. Чтобы структура работала – ее должен возглавлять специалист. Только тогда структура будет целенаправленно работать. По России, где назначен ветеринар, он будет тянуть одеяло управления на себя. Я лично также категорически против, чтобы такую структуру возглавлял профессиональный охотовед, вроде меня. Не уверен, что вообще от нее будет польза. Не могу говорить о реформах в других отраслях народного хозяйства, в армии и на флоте, но, глубоко зная охотничье дело, с уверенностью могу утверждать: хороший закон, долгожданное постановление правительства, бесценный указ президента остаётся на бумаге, если вместо специалистов нужного профиля в руководство назначаются, возможно, прекрасные люди, но не должен автомеханик, даже высочайшего класса, руководить космической промышленностью. Не должен инженер деревообрабатывающих станков руководить рыбной или охотничьей отраслью.

Какие меры для сохранения качественного управления охототраслью предпринимаются на уровне властей Красноярского края?

Ст. 6 Федерального закона №199 от 29 декабря 2004 года всё, кроме контрольно-надзорных функций, передано субъектам федерации. Администрация края охотоведов понимает и помогает. Тому свидетельство – создание краевого охотхозяйственного совета под председательством заместителя губернатора края Андрея Гнездилова. Охотхозяйственный совет необходим. Сейчас, после ликвидации крайохотуправления и создания федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, слово охотовед вообще нигде не присутствует. Из перечня специальностей исключено. Краевой совет приглашает на заседания людей, не только любящих природу, а заинтересованных, чтобы она как можно дольше была настоящим богатством края. Первое заседание крайохотсовета, проведенное в июне этого года, всем понравилось. Собрались люди, которые по принципу мозговой атаки решают важнейшие вопросы. Вот, например, глава Енисейского района Сергей Ермаков предложил создать в районе заготконторы, а то «со стороны приезжают, налоги уходят». Ему директор Саяно-Шушенского заповедника Рассолов возразил: «Пусть закупают, чем больше охотникам за пушнину заплатят, тем больше охотники оставят денег в районе, ведь они там живут, там в основном все и покупают». Мысль правильная. Еще приняли решение написать письмо в правительство. Приказом № 70 от 28.04.05 Минсельхоз поставил волка на первое место как ценного в хозяйственном отношении зверя. У нас в крае, где волк тысячами режет домашнего и дикого северного оленя, нельзя будет отстреливать этого хищника. Это я скажу вам!.. Поставить волка может быть на первое, но в трофейном отношении, место.

В полной ли мере «федералы» следуют букве закона?

Читаем закон «О животном мире», статью12: Государственные контролирующие органы не вправе совмещать функции по оказанию услуг и контрольно-надзорные, издавать нормативно-правовые акты. И вот Федеральная служба ветеринарного надзора утверждает Положение о своей службе по ветнадзору, где сплошь оказание услуг, затрагивающих хозяйственные отношения в сфере компетенции уровня субъекта федерации. Они решили забрать выдачу лицензий на ценных в хозяйственном отношении животных. Налоговый кодекс предусматривает оформление деклараций при выдаче лицензий на добычу охотничьих животных. Наше управление извело около ста тысяч листов бумаги, а кто в 2005 году будет заполнять декларации, если ценными теперь стали 66 видов охотничьих животных. У нас в крае порядка 70 тысяч охотников. Каждый возьмет лицензии на несколько видов зверей и птиц. Было бы разумней все эти нюансы решать на местном уровне. Налоговый сбор поступает в краевой бюджет. Он и дальше должен оставаться в крае. Во всех странах охотничьими животными распоряжаются местные власти. Говорю не понаслышке, я стажировался в Финляндии, Швеции, Англии, Австрии.

Есть ли нарекания к налогообложению?

Как я уже говорил, в последний год в Налоговый кодекс РФ внесена статья, в которой говорится, что за добычу каждого зверя необходимо платить налоговый сбор. Это за особо ценных в хозяйственном отношении – копытные, соболь, медведь, бобр, выдра. Сейчас же доходят до того, что за все, кроме амбарной крысы, нужно платить сбор. Наглости московских чиновников нет предела. Чем они там руководствуются, я не понимаю.

Что сейчас происходит с численностью зверей в крае?

Сейчас численность копытных животных идет на спад. В природе существует цикличность. Чтобы численность росла, необходимо приложить усилия людей. Какие? Это борьба с волками – обязательно. Ведь волк движется за мясом. Взрослой особи в сутки необходимо съедать до 4-6 килограммов мяса. Плюс борьба с браконьерством. Но самое главное – это у человека, который приходит в лес ружьем, должно быть сознание. Сейчас оно, если честно, слабоватое. У многих появилось охотничье оружие, а вот как вести себя в лесу, не научились. Приведу статистику. Если в 1990 году на весь край было менее 100 стволов нарезного оружия, то сейчас около полумиллиона всякого разного.

Есть ли в охотсфере частные предприятия и в чем их преимущество?

У нас в крае на сегодня более 50 охотпользователей. В основном это местные общественные организации охотников в районах. Часть – различные коммерческие структуры. Например, ООО «Сибирь-Авиа», ПСК «Союз» в Березовском районе – у них около ста маралов выпущено на волю, разводят фазанов. В эту холодную зиму более 250 птиц успешно пережили все сибирские морозы. Механизм тут такой. Собственники закрепляют за собой территорию на три, пять, десять лет. Скажу, что это самая перспективная форма ведения охотничьего хозяйства. При ней меньше случайных людей попадает на закрепленную территорию. Раньше, конечно – три ружья на деревню, никакого транспорта, поэтому активность охотников в лесах общего пользования была небольшая. Сейчас практически ни одному зверю не укрыться при той технике, которая есть. Частная форма ведения охотничьего хозяйства – большое подспорье для бывших штатных охотников. Человек в жизни больше ничем не может заниматься. Поэтому индивидуальные предприниматели появляются сейчас в Туруханском, Северо-Енисейском, Кежемском, Ермаковском, Кургинском районах.

На какого зверя в Красноярском крае в основном идет охота?

В основном идет охота на соболя. Это самый распространенный и ценный вид, является источником существования десятков тысяч семей в крае. В Эвенкии почти все коренные жители живут в основном за счет охоты. Из 70 тысяч охотников, зарегистрированных в крае, порядка 20 тысяч выходят каждый год на промысел. Еще ведется охота на белку, копытных (лось, марал, косуля), глухаря. Что касается медведя, то численность его в крае устойчивая, порядка 6,5 тысяч штук. Ежегодно добывается в пределах 160-200 особей.

А Вы сами где охотитесь?

Лично я полтора месяца отпуска провожу на охоте в Енисейском районе. Вот уже больше 30 лет, и ни одного сезона не пропустил, дай мне Бог здоровья еще на столько же охотсезонов!

А на медведей охотились?

Специально нет. Одно время занимался с туристами, выгонял им медведя из берлоги. Было это лет семь-восемь назад. А три случая встречи с хозяином тайги один на один у меня было точно. Обычно как? Идешь по путикам, капканы проверяешь. И бац – медведь. Пошумишь – он и убежит. А тут как-то шел по путику – навстречу шатун – громаднейший. Потом замучился его вытаскивать. Товарищ ко мне в гости пошел, увидел, что такие лапти за мной по следу, решил, что он меня съел.. Один медведь ходил по путику – наживку съедал, попал когтем в капкан, поляну выбил метров в тридцать. Не мог оторвать, видать, хороший капкан попался. А капкан к жерди был привязан трехметровой, вот он ее грыз и такую поляну вытоптал. Один раз возвращался в избушку напрямую, день оставался до выхода из тайги. Смотрю, дыра под старым березовым пнем. Заглянул, а на меня голова сразу же из дыры пошла. Оказалось, передо мной берлога, снега было не очень много. Тут одно движение. Потом сходил за студентом. Охотовед-студент 4-го курса на практике был. Тоже один в восьми километрах в другой избушке жил. Вытащили из берлоги за день тушу. Мышки не хватало репку тащить.

Ваш сын пошел по вашим стопам?

Конечно. Он тоже университет окончил. Тоже охотовед-биолог. Как в анекдоте, у генерала есть свой сын! Пошел по моим стопам.

 

Записал Тимофей Моисеев

Рекомендуем почитать