Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Молочная засуха

Молочная засуха

30.01.2009
0

На фоне общей стагнации молочного рынка внедрение техрегламента на молоко выглядело достаточно сомнительной затеей. Предположения экспертов подтвердились — люди не хотят покупать молочный напиток.

Ожидания рынка

В начале этого года на прилавках магазинов появился новый товар — «молочный напиток». Под непривычным простому глазу названием скрывалось всем известное восстановленное молоко. «Молочный напиток» стал первым следствием внедрения системы техрегламентов.
Напомним, техрегламент по молоку был принят 23 мая прошлого года, и касался он 142 видов молочной продукции. Основной постулат регламента примерно звучал так: название «молоко» впредь может быть использовано лишь для обозначения продукта, изготовленного только из цельного молока. Если же в производстве использовался хотя бы 1% восстановленного молока, этот продукт должен называться молочным напитком.Молочная засуха

Основными целями введения техрегламента были защита потребителя от недобросовестного производителя, в части ограничения использования дешевого импортного сухого молока, и стимулирование развития молочного животноводства сельскохозяйственного комплекса России.
Однако уже тогда многим экспертам рынка эта затея казалась сомнительной.

- Доля импортного сухого молока в общем объеме производства молочной продукции в России составляет лишь 13%, — рассказывал в мае директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев, — остальное же производится на территории страны. Основная его доля потребляется пищевой промышленностью: производством мороженого, мясопереработкой и пр., а отнюдь не производством собственно молока.

К тому же введение жесткого техрегламента могло сказаться и на сельхозпроизводителе. Дело в том, что раньше сухое молоко использовалось для сглаживания сезонности в молочном производстве, показатель которой по России достигает 60—70% (т. е. летом сырого молока производится в 1,6—1,7 раза больше, чем зимой). Потому и производители молочной продукции летом закупали его большими объемами, нежели того требовал спрос. А сокращение объемов закупа волей-неволей скажется на положении крестьян.

В конце концов судьбу рынка должен был решить потребитель, либо начав покупать молочный напиток, либо отказав ему в признании, что также было не очевидно, поскольку одни эксперты уверяли, что продаваться новый товар будет, другие же прогнозировали падение спроса примерно на 80% (подробнее «ВК» № 19 от 28 мая 2008 г.).
В любом случае оставалось подождать полгода до момента вступления техрегламента в полную силу — такова процедура.

Продажи не пошли

Кто бы мог тогда подумать, что обозначенные выше 80% снижения спроса окажутся вполне реалистичным прогнозом. Уже по прошествии полутора месяцев с момента появления на прилавках магазинов молочного напитка производители констатировали — их опасения подтвердились.

- Нельзя говорить, что молочный напиток — это новый продукт, — говорит официальный представитель компании «Юнимилк» Юлия Гончаренко, — такой товар был и раньше, только назывался он «молоко восстановленное» и пользовался стабильным спросом. Однако сегодня это не меняет ситуации — спрос на молочный напиток в 2,5—3 раза ниже.

Подтверждают это и розничные сети. Как рассказал директор по маркетингу сети «Командор» Дмитрий Полуянов, «после того как на упаковке молока написали „молочный напиток“, продажи этого товара упали в 2 раза».
Такое состояние дел должно было бы в перспективе сильно повлиять на сельхозпроизводителя, в плане закупа у него молока для производства сухого. Однако Гончаренко утверждает, что ситуация со спросом на молочный напиток не скажется на политике закупа ее компании.

- Для российского рынка по-прежнему характерна высокая сезонность, — говорит она, — особенно для Сибири, в которой восстановление молока из сухого остается насущной задачей. Однако, скорее всего, сами объемы производства молочного напитка будут уменьшены.
Это, кстати, тоже вряд ли скажется на положении компании и объемах ее закупа, ведь, по сути, сегодня производство молочного напитка от объема производства цельного молока по компании Юнимилк составляет не более 1%.

Нисходящий поток

Однако отсутствие серьезных проблем с молочным напитком вряд ли вселяет достаточно оптимизма по поводу будущего молочного рынка, начавшаяся полтора года назад стагнация которого продолжается и по сей день.
- Мы сегодня отмечаем снижение спроса на всю группу молочных товаров, — рассказывает руководитель по внешним связям по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку компании Вимм Биль Дан Антон Калтыгин, — возникшее в результате кризиса.

Юлия Гончаренко подтверждает слова своего коллеги: «До сих пор происходит перераспределение потребления в пользу более дешевых основных товаров (молоко, сметана), тогда как товары с добавленной стоимостью (творожки, йогурты и т. п.) пользуются меньшим спросом, — говорит она, — причины этого чисто экономические. Особенно это заметно в тех городах, где градообразующими являются крупные предприятия, на которых сегодня идут сокращения сотрудников и уменьшение зарплат».

Другое дело, что далеко не все компании перешли на выпуск молочного напитка — по сути, это сделали только две компании — «Юнимилк» и «Вимм Биль Дан». Остальные же — более мелкие игроки — продолжили выпуск молока.

- Я сегодня не хочу никого обвинять, — говорит Гончаренко, — но полагаю, что после начала работы созданной при правительстве комиссии по контролю за исполнением технического регламента данная ситуация изменится.
Несмотря на то что техрегламент создавался с целью защиты потребителей, сегодняшнее положение дел может оказать противоположное воздействие. Судите сами: во-первых, само появление молочного напитка, во-вторых, возможный переход ряда более мелких производителей на маркировку «молочный напиток» после начала проверок — все это может привести к возникновению достаточно мощного дефицита молока, а стало быть и к очередному росту цен, которые и без того за последние полтора года увеличились на 75—80%. Такой рост цен уже привел к тому, что, по данным «Юнимилка», рынок достиг потолка потребительского спроса, что в свою очередь вызвало снижение объемов производства, а следовательно, и закупочных цен.

- Конечно, под конец года рынок несколько отыграл, — говорит Юлия Гончаренко, — но говорить о восстановлении прежних объемов пока рано.

По сути, получается, что, несмотря на благие цели, ставившиеся перед техническим регламентом, достичь их сегодня не удается. Как тут не присоединиться к мнению Павла Исаева, который еще весной прошлого года, комментируя введение техрегламента, говорил, что «возрождение молочного животноводства начнется лишь тогда, когда сезонность этой деятельности будет приведена к уровню европейских стран, где она составляет 15—20%. Для этого необходимо вкладывать деньги в создание коровников, модернизацию техники, разработку кормовой базы».

 

Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать