Выставочные проекты КрЯКК-2013
Выставочные проекты
Клуб КРЯКК
«Камень. Ножницы. Бумага»
Лаборатория Дмитрия Крымова.
Уникальная выставка театрально-художественных работ Лаборатории Дмитрия Крымова – замечательного художника, режиссера, сценографа и театрального педагога. Версия выставки «Камень. Ножницы. Бумага» сочинена специально для Красноярской ярмарки книжной культуры. Организаторы выставки в Москве – Бахрушинский Театральный музей и Выставочный зал «Манеж» – впервые выступают партнерами КРЯКК и привозят в Красноярск свой масштабный проект. Зритель увидит не традиционную театральную выставку с реквизитом спектаклей, а сам творческий процесс. Художники Мария Трегубова и Вера Мартынова создали серию инсталляций, посвященных избранным спектаклям, выпущенным Лабораторией с 2004 года.
Дмитрий Крымов, соавтор выставки «Камень. Ножницы. Бумага», рассказывает о проекте: «Мы покажем не реалистическую мастерскую, а ее образ, сгущенный и сжатый до знака, до скульптуры. В этой огромной скульптуре можно бродить и рассматривать столы, бумаги, макеты, тысячи нужных и ненужных предметов и предметиков. Всё можно потрогать, покопаться, посмотреть и послушать, «занырнуть» в атмосферу только что оставленной работы. «Камень. Ножницы. Бумага» – это и есть мы, наш немного эстетизированный бардак».
Маяковский и Родченко. 120
Международная плакатная акция
Куратор: Сергей Серов
Владимир Маяковский был не только выдающимся поэтом. Он стоял у истоков отечественного дизайна, был частью русского художественного авангарда, оказавшего бесспорное влияние на визуальную культуру ХХ века. Маяковский – одна из самых ярких фигур русского авангарда, олицетворяющих это новаторское движение. С его именем связаны футуризм и конструктивизм, создание визуального языка модернизма, новых форм агитации «шершавым языком плаката», в его биографии и поэзии преломляются драмы, пережитые страной в первой трети ХХ века.
Он был соавтором и соратником Александра Родченко, в сотрудничестве с Александром Родченко он внес бесценный вклад в разработку новых визуальных форм графического дизайна и рекламы, новаторской техники фотосъемки и фотомонтажа. По воспоминаниям Родченко, они «работали с огромным подъемом, «...чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией...». Было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах... К работе над советской рекламой Маяковский относился очень серьезно». Поэт и художник активно сотрудничали также в журналах «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», где Маяковский был автором и редактором, а Родченко создавал журнальные обложки. Родченко оформил тринадцать книг Маяковского и первое полное собрание сочинений поэта. Маяковский, побывавший за границей, где его книгу «Для голоса» делал Эль Лисицкий, подал Александру Родченко идею иллюстрировать книгу «Про это» фотомонтажами. Именно в процессе этого сотрудничества возник универсальный язык авангардного фотомонтажа, объединяющего текст и фотографический образ. Поиск соответствия визуальной системы поэтике Маяковского, рубленым строчкам его стихов, полных неожиданных комбинаций, емких и энергичных метафор, позволил создать «образцы самого тесного вхождения иллюстрации в текст», спровоцировал революционные изменения в дизайне, значение которых трудно переоценить и сегодня, спустя десятилетия.
«Три главных слова» или «Русский нарратив»
Андрей Логвин.
Авторский проект дизайнера Андрея Логвина посвящен исследованиям фонетических и пластических особенностей русского языка и алфавита в жестких рамках структуры «3х5» (средняя длина слова в русском языке 5,36 букв). Графическое рассуждение на тему языковой картины мира русского человека: о том, что мы ищем смысл там, где его нет, слышим, то, что хотим, а видим, то, что не видит никто кроме нас.
«Царь рыба»
Иллюстрации Олега Михайлова к новому изданию книги произведений Виктора Астафьева.
Издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург
В экспозиции «Царь-рыба» – оригиналы иллюстраций Олега Михайлова к прозе Виктора Астафьева. 2014 год – год девяностолетия Виктора Астафьева. В преддверии юбилейного года Виктора Петровича Астафьева издательство «Вита Нова» выпустило в свет одно из наиболее значительных произведений писателя – повествование в рассказах «Царь-рыба». Книга выпущена в серии «Рукописи», посвященной литературным произведениям со сложной издательской судьбой. Прохождение публикаций книги было мучительным для автора, текст подвергался жесточайшей цензуре. И даже в таком искаженном виде книга заслужила любовь читателей и многократно издавалась. В новом издании публикуется последняя прижизненная версия книги без цензурных изъятий.
Иллюстрации созданы петербургским художником Олегом Михайловым по заказу издательства «Вита Нова». Художественная интерпретация астафьевского текста оказалась столь убедительной в том числе потому, что иллюстратор отразил в своих работах впечатления от поездок в Сибирь, на родину писателя.
«Москва – Петушки»
Иллюстрации Василия Голубева к новому изданию произведения Венедикта Ерофеева.
Издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург
Книга-прорыв, позволившая исследователям говорить о непрерывности русской литературной традиции, многократно издавалась как в России, так и за рубежом. Особенностью данного издания стали оригинальные ироничные иллюстрации Василия Голубева, отражающие двойственный мир поэмы: мистериальный и ностальгически обыденный одновременно.
Выставка приурочена к 75-летию со дня рождения Венедикта Ерофеева.
Холл
«Говорящий С ВЕТром. Андрей Поздеев»
Дивный Мир Андрея Поздеева.
Океан Андрея Поздеева!
Вселенная вечной любви и жизни…
Он ЖИВ!
Жив, покуда мы любим, и помним о нем.
Экспозиция из фотографий и постеров частично вошедших в книгу «Андрей Поздеев говорящий с ветром» дополняет презентацию издания. Постеры и фотографии сопровождаются выдержками из книги.
Площадка медиа-фестиваля «Твори-Гора»
Выставка
«Азбука современности. Точка силы»
Для тех, кто видит в фотографии не просто картинку, а нечто большее. Для тех, кому есть, чем поделиться с миром.
«Азбука современности» – необычный формат презентации фотографии, собственное изобретение команды «Твори-Гора». Это попытка объединить два канала воздействия – визуальный и вербальный. К снимку прилагается фраза, которая выражает его неявное прочтение. В результате фотография приобретает новое содержание, философское настроение даже там, где никто не ожидал. Эффект короткого изречения благодаря фото при этом тоже во много раз усиливается. Так рождаются смыслы, которые расширяют границы нашего воображения.
Некоторые вещи способны пробудить в нас надежду: добрые слова, молитвы, жизнеутверждающие книги и фильмы. Особенно дорогим становится знакомство с теми, кто своим примером помогает нам поверить в собственные силы. Речь идет о людях, преодолевших в детстве тяжелое заболевание (онкология, ожоги, последствия аварий и т.д.), которое многое в них изменило. Благодаря своему внутреннему настрою, они сумели победить в борьбе за жизнь, сохранив к ней любовь. Их опыт нужен тем, кто сейчас отчаянно ищет свои точки силы, чтобы вновь поверить в свое будущее.
Мы организовали выставку с участием таких людей. Их вдохновляющие истории (о том, как получилось стать мудрее, глубже, устойчивее) вместе с фотоиллюстрациями были размещены в больницах города.
Постоянно действующие площадки
Площадка «Картография»
Почему бы не создать карту своей жизни от 0 до 100 лет? Вспомнить, что важного происходило в детстве и юношестве. Понять, что вы понимаете про себя сейчас. А потом попытаться выразить свои мечты от настоящего момента до тех пор, когда вам исполнится сто лет.
Площадка «Пожелание»
Гости площадки могут записать добрые видео-пожелания, которые увидят следующие участники. По поводу и без, нешаблонные, искренние, настоящие. Кому-то захочется просто поделиться впечатлениями и эмоциями, а кому-то просто будет важно поднять настроение неизвестному адресату послания.
Площадка «Настроение с собой»
Коллекция открыток в формате «Азбука современности». Каждая открытка содержит свою философию, дарит свои эмоции, отношение, настроение, которые можно взять с собой.
Площадка «Откуда берется любовь к чтению?»
Что должен прочитать каждый в 10 лет? А какие произведения должны занимать мысли двадцатилетнего? На этой площадке участники могут увидеть и дополнить список книг, которые обязательно нужно прочитать человеку в определенном возрасте.
Мастер-классы, творческие занятия, игры
«Семейная головоломка», 31 октября, 13.00, 2 ноября 13.30
Головоломки – очень полезная гимнастика для ума. Это развивает догадливость и силу воли. Мы предлагаем поломать голову вдвоем (семьей). Для решения этой задачи вам понадобится слаженная работа.
«Друдлы», 31 октября, 3 ноября, 16.00
Друдл – это загадка-головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Мы предлагаем участникам мастер-класса поразбираться в линиях, точках и каракулях, подключить к процессу свое воображение и увидеть больше, чем было нарисовано.
Мастер-класс «Иллюзии в наших руках», 1 ноября, 11.00
Мастер-класс по созданию иллюзий из простых вещей: бумага, фломастеры и, конечно, - очумелые ручки.
Мульт-студия «Джаз-компот», 1 ноября, 13.00, 2 ноября, 16.00, 4 ноября, 13.30
Мастер-класс по мультипликации. Джаз-компот – это такое место, где дети и взрослые могут придумывать захватывающие истории, а потом оживлять их с помощью волшебной силы мультипликации.
Мастер-класс «Открытки на каждый день», 1 ноября, 16.00
На мастер-классе участники будут сами придумывать поводы для поздравлений и создавать забавные открытки, которые потом можно будет подарить друзьям, грустным людям на остановке и всем, кому хочется подарить открытку собственного изготовления.
Мастер-класс «Энциклопедия детства», 2 и 3 ноября, 11.00
Как поется в одной известной песенке «В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке есть…» А вот что есть – мы предлагаем вашим детям дописать самостоятельно, потому что они точно знают, что такое детство. По их рисункам, наблюдениям и рассказам будет составлена «Энциклопедия детства».
Мастер-класс «Объемные открытки», 3 ноября, 13.30
Участники мастер-класса будут изготавливать необычные объемные открытки.
«Модель привычного», 4 ноября, 11.00
Каждый настоящий мальчишка хочет почувствовать себя супер-героем и, глядя на киношных суперменов, думает, что сможет справиться с препятствиями не хуже них. Участники нашей площадки смогут продемонстрировать свою ловкость и потренироваться в преодолении «звенящей» паутины.
Павильон 2. Детская площадка
Эрик Хёвел «Поиск»
Выставка графического романа.
Дом-музей Анны Франк (Амстердам), фестиваль комиксов «Бумфест» (Санкт-Петербург).
«Поиск» – это графический роман для подростков. История еврейской девушки Эстер, которая бежала от нацистов в Голландию и выжила, скрываясь в разных деревнях. К сожалению, ее родителям не так повезло – они были отправлены в концлагерь. Но о последних месяцах их жизни она ничего не знает. Много лет спустя Эстер рассказывает эту историю своему внуку. С его помощью она находит старого друга и, наконец, узнает, как родители встретили свою судьбу в Освенциме.
Книга была создана Эриком Хёвел (Eric Heuvel) и Домом-музеем Анны Франк (Голландия) в 2007 году и уже переведена на несколько языков, а в этом году вышла на русском.
Графический роман «Поиск», разработан Домом-музеем Анны Франк в Амстердаме в 2007 году, исходя из особенностей изучения в школах Европы темы Холокоста и Второй Мировой войны. Кроме того в разработке романа принимали участие специалисты многих Европейских институтов, среди которых: Музей Сопротивления, Амстердам; Нидерландский институт военной документации; Дом-музей Ванзейской конференции, Германия; Мемориал Шоа, Франция; Государственный музей «Освенцим», Польша.
Это трогательный рассказ, вероятной сверстницы Анны Франк, по имени Эстер, события из жизни которой разворачиваются на фоне одной из трагических страниц истории XX века – нацистской оккупации Европы и Холокоста.
В 2011 году, сотрудниками Дома-музея Анны Франк, графический роман «Поиск» был представлен в Санкт-Петербурге в рамках V Международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия: проблемы мемориализации», приуроченной к 70-летию начала Холокоста на территории СССР и 20-летию установки памятника жертвам Холокоста в городе Пушкине.
В 2013 году графический роман переведен на русский язык и опубликован издательством «Бумфест».
«Кешка в центре внимания»
Андрей и Наталья Снегирёвы.
Издательство «КомпасГид».
Издательство «КомпасГид» представляет на детской сцене КРЯКК выставку комиксов про кота Кешку и мастер-класс для детей по созданию рисованных историй.
Комиксы русских художников-иллюстраторов про Кешку и его хозяина были оценены не только юными читателями и их родителями:
- победа на фестивале современного графического искусства «Comikaze» в городе Одесса в номинации «Лучший комикс для детей», 2005;
- победа на Киевском международном фестивале комиксов «9 МИР» в номинации «Лучший комикс для детей», 2005;
- 2-е место на 16-м международном Фестивале комиксов в г. Лодзе (Польша), 2005;
- знак отличия на 13-й Международной профессиональной выставке «ПРЕССА» – «Золотой фонд прессы» вместе с журналом «Ну, Погоди!», 2006;
- участие в выставке «Из России с любовью» на фестивале комиксов в Люкке (Италия). Табличка под выставленными работами гласила: «Бестселлер кот Кешка».
«ТрансКультурный Экспресс» в программе Ярмарки
1 ноября, 12:00 — 13:00, Клуб КрЯКК
Иен Фрейзер. Встреча с писателем и презентация книги Travels in Siberia («Путешествия по Сибири»)
Модератор: Ирина Прохорова
В рамках совместного проекта Фонда Михаила Прохорова и Бруклинской Академии Музыки «ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня»
1 ноября, 16:00 — 18:30, зал Амфитеатр
Семинар для журналистов.
Участники: Валерий Панюшкин, Иен Фрейзер
Участие г-на Фрейзера реализуется в рамках совместного проекта Фонда Михаила Прохорова и Бруклинской Академии Музыки «ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня»
2 ноября, 15:00 — 16:00, Сцена 2
Дискуссия. Травелоги в эпоху социальных сетей и YouTube. Нужны ли они? И если да, то какие?
Участники: Иен Фрейзер, Кирилл Кобрин
В рамках совместного проекта Фонда Михаила Прохорова и Бруклинской Академии Музыки «ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня»
ИЕН ФРЕЙЗЕР родился в Кливленде, штат Огайо, в 1951 году. В 1973 получил степень бакалавра искусств в Гарварде и спустя всего год стал штатным корреспондентом New York Times. Является постоянным автором журнала New Yorker. Живет в Нью-Джерси.
Когда в 1986 году издательством Farrar, Straus and Giroux была напечатана его первая книга Dating Your Mom («Встречаясь с твоей мамой»), Newsweek назвал его «первым автором со времен Питера Бенчли, которому так мастерски, легко и непринужденно удается приводить читателя в недоумение. Он наделен особым даром – умением быть смешным, не будучи пойманным за работой над этим». Его третья книга Great Plains («Великие равнины») стала бестселлером по версии New York Times, а Washington Post провозгласил Фрейзера «одним из лучших авторов своего поколения». Его сборники рассказов Coyote v. Acme («Койот против Акме») и Lamentations of the Father («Плач отца») в 1997 и 2009 годах получили Премию Турбера за «американский юмор».
Побывав с 1993 года в Сибири пять раз — что, как верно замечает журнал TIME, в пять раз больше, чем большинство жителей России, — Иен описал ее бесконечные пространства и обитателей в своей последней книге — увлекательном травелоге «Путешествия по Сибири» (Travels in Siberia; 2010). В центре книги сам писатель, путешествующий с двумя своими товарищами в разваливающемся уазике по сибирским городам, деревням и «медвежьим углам». Читатель в компании г-на Фрейзера следует маршрутами американских исследователей XIX века, разорительных походов Чингиз Хана и трагических судеб заключенных Гулага. Яркая и энергичная проза рассказывает подчас жестокие истории необъятных земель. Фрейзер пишет о своем путешествии не только с присущим ему юмором, но и с серьезным научным подходом: в его библиографии десятки книг о Сибири.
ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня
Программа культурных обменов Фонда Михаила Прохорова и Бруклинской Академии Музыки (БАМ)
В рамках проекта «ТрансКультурный Экспресс» Фонд Михаила Прохорова и Бруклинская Академия Музыки объединили свои усилия, чтобы познакомить зрителей из России и США с достижениями в сфере современного искусства обеих стран. Русское искусство, как классическое, так и современное, всегда оказывало огромное влияние на мировую культуру. Такое же влияние оказывало и американское искусство. Благодаря этому партнерству появилась еще одна возможность для культурного обмена между Россией и США, в частности, для представления уникальных проектов в российских регионах.
Программа сотрудничества «ТрансКультурный Экспресс» является первым и самым масштабным совместным проектом Фонда Михаила Прохорова с культурными учреждениями США. В 2013 году программа рассчитана на шесть мероприятий: по три в Нью-Йорке и в городах России соответственно, — и включает в себя театральные постановки, кинопоказы, выставки современного искусства, встречи с писателями, выступления танцевальных коллективов.
Подробная информация о проекте:
www.prokhorovfund.ru/projects/TransCulturalExpress