Вслед за старшим братом КРЯККом, поставившим в этом году перед собой важный вопрос – «Какой он, город, в котором МОЖНО», новорожденный фестиваль актуальной музыки «Кулик-фест», впервые вливающийся в программу Красноярской ярмарки книжной культуры, направляет свой незамутнённый опытом, но по-юношески ясный и страстный взгляд в города-соседи.
В диалоге с группами Plane Passenger (Кемерово) и Sine Seawave (Томск), FPRF (Новосибирск) и «Дом культуры» (Красноярск), «Кулик-фест» попробует разобраться, как пространство каждого города повлияло на уникальное творческое развитие коллективов и какие оно выставляло им ограничения. Впрочем, с последним вопросом всё ясно – особенно никаких, ибо составленная по принципу пёстрого лоскутного одеяла программа фестиваля покажет слушателям и посетителям КРЯКК не столько типичные для своего города, сколько самые необычные и интересные звуки и решения.
Горячую поддержку стартующему фестивалю окажут независимые коллективы Москвы, чьи дебютные альбомы, выпущенные в этом году, стали ярчайшими событиями молодой российской музыки.
Фестиваль проходит в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры, организованной фондом Михаила Прохорова.
Кемеровское трио Plane Passenger собралось с намерением ходить по грани между популярным и экспериментальным роком – чем успешно и занимается уже четвёртый год. Работая в нише нервного гитарного пост-рока, Plane Passenger осторожно раздвигает его рамки изнутри – здесь появляется вокал, тут электронные эксперименты, и в конечном итоге вроде бы довольно знакомая музыка начинает активно переливаться довольно неожиданными цветами.
Укулеле, аккордеон, ручная пила, лист железа – примерно таков обычный инструментарий существующего между городами «Собачьего триндема № 2». Железо в качестве перкуссии, пила (которых иногда становится две) – видимо, заменяют скрипку; этакий столярно-кустарный подход идеально ложится на песни лидера Глеба Успенского, хрипловатые, абсурдные, временами немного пугающие зарисовки, красивые дикой красотой зарослей чертополоха, уверенно подминающих под себя все свободные пространства брошенного индустриального комплекса.
Красноярец Алексей Акимов известен во многих ипостасях — изобретательный дизайнер, автор сворачивающих голову видеоработ, организатор безумных мероприятий, неутомимый шутник. И, конечно, плодовитый музыкант — он играл в замечательной электронной формации Fuzzwords, сочинял издевательские электронные куплеты в рамках проекта Brahms Boys, исполнял сольную головоломную электронику в сольном проекте Puno. Lielielie — новый виток Лёшиного творчества, импровизационный электронный рок для гитары и армии электронных примочек, извлекаемый прямо из воздуха в реальном времени.
Не столько коллектив, сколько отдельный тематический проект практически легендарной кемеровской институции «Студия неосознанной музыки», не имеющего ограничений коллектива единомышленников, воплощающих под его коллективной вывеской невероятный спектр самых разнообразных музыкальных идей. Узкий фокус «Частей тела» — пристальное изучение возможностей взаимопроникновения музыки и текста и их влияния друг на друга. С электронным, местами практически танцевальным звучанием, создаваемым в режиме живой импровизации, сталкивается сюрреалистическая, маргинальная поэзия — получающийся таким образом симбиоз заставляет испытывать ощущения, названия к которым приходится придумывать на ходу.
Такое немного старомодное название красноярская четвёрка «Дом культуры» выбрала себе неслучайно. Хотя они вполне по-современному оперируют ноутбуком и синтезаторами, в их стройных электрических поп-песнях живут приподнятость и ясноглазый оптимизм, немного не свойственный нашему циничному и устало огрызающемуся сегодня. Кажется, именно под такие песни юные покорители космических пространств должны были, сурово глядя вперёд сквозь стёкла гермошлемов, двигаться навстречу светлому космическому будущему в пионерской фантастике времён Советского Союза – в самом лучшем смысле всех этих слов.
Новый проект Екатерины Павловой из «Обе две» и Вадима Королёва из преступно недооценённого коллектива «Пилар», исполняющий лаконичные, угловатые, как будто немного неловкие, но совершенно неотразимые песенки про любовь и алкоголь, странную молодость и туман впереди. Дебютный альбом, вышедший в марте, собрал отличные отзывы и явно всплывёт в конце года не в одном десятке списков лучших русскоязычных пластинок, совершенно заслуженно.
Основной проект Даниила Шайхинурова, помогающего Кате и Вадиму в «Окуджаве» с аранжировками, отчасти схожий с «Окуджавом» в плане общей настройки оптики. Здесь тоже поются такие слегка расфокусированные песни-зарисовки о том, как странно быть молодым — но только если в «Окуджаве» присутствует некоторая интимность, словно плясать под эти песни нужно строго вдвоём, в спальне и желательно без одежды, то La Vtornik размышляют обо всём этом прямо посреди танцпола, взявшего уже, впрочем, неумолимый крен в сторону утренней меланхолии.
Всем электронным звукам, составляющим инструментальные композиции новосибирца Ильи Феррейна, выступающего как Ferrein, присуща некоторая деликатность, отстранённая мечтательность — будто он с предельной осторожностью складывает из звуков сложную мозаику, изо всех сил стараясь не разрушить хрупкую конструкцию. Посмотреть на картины, что у него получается, действительно интересно.
Совместный экспериментальный проект известной этно-арт певицы Натальи Нелюбовой и электронного музыканта k-regen aka Юра Латыпов. Юра уже пару лет как стал постоянным бас-гитаристом группы «Нелюбова Орда» А некоторое время назад возникла идея попробовать соединить в одном проекте его электронное альтер-эго k-regen (дабстеп, пост-дабстеп и прочая экспериментальная электроника) и неординарные вокальные данные Натальи. На третьем фестивале современного искусства Street Vision их совместное выступление произвело фурор. И вот теперь — премьера полноценной совместной программы.
Долгое время существовавшие в формате импровизационного дуэта для гитары и баса, Sine Seawave обзавелись барабанщиком, прокатились этим летом по России в рамках безумного тура «МузЭнергоТур» , в котором каждый вечер выходили на сцену вместе с зубрами и мастодонтами европейского фри-джаза и импровизационной музыки, основательно заматерели и готовы представить своё новое звучание — от медитативного и разреженного импровизационного рока парни двинулись в сторону музыки, звучащей тяжелее, мощнее, жилистее.
Ветераны по локальным меркам, четверка новосибирцев под названием FPRF исполняют музыку летучую, стремительную, полную невероятно захватывающей энергии, счастливое слияние интересов к шугейзу, пост-року, краут-року и прочим звукам, что умеют блаженно пульсировать и слепить глаза — зря, что ли, их первая пластинка открывалась треком под названием «Вдох». Впрочем, есть у парней и тёмная сторона — недавно они записали саундтрек к словацкому экспериментальному нуару «Странные дни», полностью состоящий из тревожных гитарных импровизаций, записанных с первого дубля. На подходе — второй альбом.
Когда-то Надежда Грицкевич с соратниками пела игривый электронный трип-хоп-поп на английском языке в составе хорошей группы Moremoney — но что-то необъяснимое, видимо, зудело внутри, потому что после дебютного альбома Moremoney пропали и только несколько лет спустя возродились в виде «Наади», с холодными, точёными, статными песнями на русском языке, облачёнными в новейшую призрачную электронику. Дебютный EP «Сто дней» изрядно переполошил наблюдателей за новой русской музыки своей смесью актуального звука и древнерусской девичьей тоски — полнометражный дебютный альбом выйдет со дня на день и наверняка соберёт не менее воодушевленные отзывы.