Главная
>
Статьи
>
Премьера «Веселого солдата» в театре им. Пушкина наделала шуму

Премьера «Веселого солдата» в театре им. Пушкина наделала шуму

05.05.2004
2

Чрезмерная пышность юбилеев всегда казалась мне неуместной. Происходит какое-то невольное опошление даже самых достойных имен и событий в этом нездоровом ажиотаже. И юбилейная шумиха вокруг имени Виктора Петровича Астафьева вызывает противоречивые чувства. Но – не по отношению к премьере спектакля «Веселый солдат», поставленного в Красноярском театре им. Пушкина специально в память об Астафьеве. Пожалуй, это самое светлое пятно во всей чехарде вокруг 80-летия писателя.

Питерский режиссер Геннадий Тростянецкий был лично знаком с Виктором Петровичем. В 1987 году в театре им. Моссовета ставил его «Печальный детектив» с Виталием Соломиным в главной роли. Астафьев лично одобрил инсценировку, сделанную Тростянецким, «зарубив» до того больше десятка попыток подготовить это произведение для сцены. Пьесу «Веселый солдат» по просьбе режиссера написала известный российский драматург Нина Садур. В основе сюжета – несколько эпизодов из произведений Астафьева «Прокляты и убиты» и «Веселый солдат». Опережая вопрос о том, насколько драматургу удалось передать дух астафьевской прозы, замечу: вдова писателя Мария Семеновна Корякина-Астафьева одобрила выбор темы и саму пьесу.


Геннадий Тростянецкий

Что отличает постановку Тростянецкого – лаконичность и четкая выраженность образов героев. Ничего лишнего – каждая реплика, каждый жест имеют значение. Сознательный минимализм присутствует и в сценическом оформлении: минимум декораций, режиссер даже отказался от боковых кулис. Многое решается за счет света – кстати, на приобретение светового оборудования ушла большая часть бюджета спектакля. И предельная обнаженность сцены, неоштукатуренные стены из кирпича, металлические конструкции, скрытые обычно от зрителей, - все это усиливает ощущение хаоса и военной разрухи.


Геннадий Тростянецкий

Впрочем, по мнению режиссера, его спектакль – не о самой войне. О людях, их судьбах и взаимоотношениях. О том, как мы часто не можем или не хотим слышать ближнего. И несомненная удача спектакля – умелое распределение актеров на роли, трудно представить, чтобы их мог сыграть кто-то еще. Особенно впечатляет собирательный женский образ: четырех героинь играет одна актриса (я видела в этой роли Елену Пантюшину, поочередно с ней играет Елена Некрасова). Не менее яркий штрих в спектакле – живое пение в исполнении Галины Дьяконовой. А как интересно показан немецкий солдат Лемке (Артем Рудой)! Не привычный враг, жестокий и злобный – маленький человек, не своей волей брошенный на эту войну.

Хотя нельзя сказать, что все образы однозначно удались. Не совсем понятен «чужой» лейтенант (он же дьявол) Виктора Лосьянова. Впрочем, как говорят в театре, и сам актер признавался, что эта роль ему дается нелегко. Не очень убедительным кажется пока и Сталин в исполнении заслуженного артиста Татарстана Николая Козака, гораздо сильнее у актера получился особист Лев Скорик. Но все-таки, есть уверенность, что со временем все премьерные шероховатости сойдут на нет.


Геннадий Тростянецкий

Мнения зрителей после просмотра резко разделились. Кто-то восхищался умением драматурга и режиссера передать суть астафьевских произведений. Но некоторые покинули зал уже после первого действия, категорически не приняв такую трактовку – а где же героизм советских солдат, почему показана только одна чернуха? Не соглашусь с последней оценкой – нет здесь никакой чернухи! А есть боль и сострадание писателя к обыкновенным людям, брошенным в пекло войны, со всей ее жестокостью и бессмысленностью. На мой взгляд, одна из самых сильных сцен – нелепый расстрел братьев Снегиревых, вся вина которых – самовольная отлучка из учебки. И мне кажется, мы до сих пор не можем избавиться от однобокого, черно-белого восприятия тех событий. Немцы – значит, захватчики, фашисты, изверги и негодяи. Советская армия – сплошь герои. Да никто не умаляет значения личного мужества советских солдат, никто! Нет этого и в пьесе. Зато есть другое – та правда, что не афишировалась. Когда ради амбиций военачальников целые армии бросались на верную смерть, чтобы первыми занять очередной город. А тот общеизвестный факт, что Советский Союз не был подготовлен к войне? Как говорит один из героев спектакля Леха Булдаков: «На фронте полный порядок. Заманили врага поглубже в Россию и здесь его, суку, истребляем беспощадно».


Геннадий Тростянецкий

А насколько современен этот материал! Что, разве сегодня в Чечне происходит все иначе? Тот же бардак в действиях командования, и та же незащищенность рядовых воинов... На мой взгляд, режиссеру удалось донести свой посыл до зрителей. Спектакль заставляет о многом задуматься.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать