Главная
>
Статьи
>
«Очень простая история» и «Поллианна»: разные версии двух театров

«Очень простая история» и «Поллианна»: разные версии двух театров

08.07.2004
0

В Красноярске гастролирует Норильский заполярный театр драмы им. В.В. Маяковского. Художественный руководитель театра народный артист России Александр Зыков классику ставит неохотно, и в репертуаре у него все больше современная драматургия. В этот раз норильчане привезли с собой 10 спектаклей, среди которых «Очень простая история» Марии Ладо и «Поллианна» Элинор Портер (оба в постановке Зыкова). Кстати, в прошедшем сезоне эти же спектакли поставили и в Красноярском ТЮЗе. Было очень любопытно сравнить постановки двух столь не похожих между собой театров.

Помню, что в ТЮЗе спектакль «Очень простая история» не произвел на меня особого впечатления. Все казалось жутко наивным и смешанным в одну кучу: рождественский подтекст – и тут же отголоски советской эпохи с ее ура-патриотическими песнями. Хотя, судя по всему, действие пьесы происходит уже в постперестроечные времена, когда и на деревне произошло социальное разделение. Невзлюбил зажиточный мужик бедного соседа, и все тут! Мало того, что этого выпивоху и лентяя некогда предпочла любимая женщина, так еще и сынок его пользуется успехом у родной дочки – весь в папашу! А папаша и в ус не дует: как пил – так и пьет, бездельник, а самогон тащит у соседа!


Очень простая история

Впрочем, человеческие отношения здесь все же как-то выдержаны. Но в пьесе присутствует еще и план животных, и тут уже многое показалось откровенно притянутым за уши. А апофеоз всему – свинья в ангельском обличии. Как-то с невольной циничностью приходит на ум персонаж «Маппет-шоу» мисс Пигги!

Тогда я списала свою иронию на премьерные шероховатости и режиссерскую недоработку. Но после просмотра спектакля северян, который идет у них уже не первый месяц, изменила свою точку зрения. Потому что даже очень хорошая режиссура и мастерство актеров не могут в полной мере спасти настолько незамысловатый материал. Как высказалась одна зрительница после просмотра норильской версии: «Жили у бабуси два веселых гуся» в исполнении Берлинского симфонического оркестра!» Пожалуй, точнее не скажешь.


Очень простая история

Если говорить об игре актеров, то яркие работы есть и в том, и в другом спектакле. У норильчан просто великолепны заслуженный артист России Сергей Ребрий (пес Крепыш), народный артист России Василий Решетников (непутевый сосед) и Лаврентий Сорокин (Петух). Гораздо ярче у них и исполнительница полемичной роли Свиньи Анна Титова – за нее она, кстати, была отмечена по итогам сезона местным отделением СТД России. У ТЮЗовцев же больше впечатляют заслуженная артистка России Галина Елифантьева (Лошадь), Светлана Кутушева (Корова) и заслуженный артист России Юрий Щуко (зажиточный Хозяин) – у него роль получилась убедительнее, чем у его норильского коллеги Андрея Ксенюка. Впрочем, Решетников и Ксенюк впервые сыграли эти роли в Красноярске – прежде их исполняли артисты Андрей Киндяков и Павел Авраменко, в конце сезона ушедшие из театра.

Что же касается музыкального оформления, то у норильчан оно, на мой взгляд, гораздо интереснее. Андрей Федоськин сделал некий деревенский вариант «Реквиема» Моцарта. И каким же остроумием нужно обладать, чтобы обнаружить, что в моцартовской «Лакримозе» и русской песне «Вдоль по дорожке» – одна и та же мелодия! Кстати, эта пародийность несколько смягчает зыковскую режиссуру, пожалуй, чересчур серьезную для такой пьесы.

Иное отношение вызывает «Поллианна». В России эта повесть американской писательницы Элинор Портер была переведена и издана не так давно и сразу же вызвала интерес в театре. По повести были сделаны различные инсценировки, спектакли по ним идут во многих городах страны. Чем же история этой маленькой девочки привлекла к себе столь широкое внимание?


Поллианна

В конце XIX - начале XX века в Америке были очень модны нравоучительные детские книжки с библейской подоплекой. Главный герой (или героиня), чаще всего сирота, приезжает в какой-нибудь унылый городок с хмурыми, озабоченными жизнью взрослыми. Но чудо-ребенок просто не замечает всеобщего недовольства и мизантропии, живет по своим добродетельным представлениям, да еще и других в это вовлекает. Нетрудно догадаться, чем все заканчивается: на мрачных лицах появляются улыбки, закоренелые грешники раскаиваются, а жители городка проникаются любовью ко всему живому.

Все это в полной мере присутствует и в повести Элинор Портер. Но в отличие от многих подобных персонажей ее героиня, 11-летняя Поллианна, не похожа на смиренную овечку. Это живой и непосредственный ребенок со своими шалостями и проказами. Что во многом спасает ее историю от излишней сентиментальности. Поллианна во всем стремится видеть лучшее. Вскоре ей удается научить этой "игре в радость" всех жителей городка.


Поллианна

Инсценировку и постановку спектакля на сцене Красноярского ТЮЗа осуществил московский режиссер Вячеслав Терещенко. Александр Зыков использовал инсценировку Юрия Лоттина, и, на мой взгляд, его постановка получилась более удачной. В отличие от ТЮЗа, спектакль у норильчан идет не три, а два действия, и к тому же очень многие сцены здесь решены за счет пластики, подготовленной балетмейстером Николаем Реутовым – она во многом избавляет спектакль от излишней риторики и повторов. И особенно потрясают сцена аварии и условно названная «сцена Маресьева» - когда Поллианна, прикованная к постели, в мечтах своих уносится в танце. У Терещенко о трагедии узнаешь только из разговоров взрослых, что впечатляет не настолько.

В ТЮЗе роль Поллианны исполнила молодая яркая актриса Надежда Вонсович. Хотя поначалу ее героиня несколько ошарашивает своей эмоциональностью не только других действующих лиц, но и зрителей в зале - и откуда в ней столько энергии! Но по ходу действия, сам того не замечая, поддаешься обаянию актрисы (или ее персонажа?).


Поллианна

Александр Зыков пошел другим путем: в его постановке Поллианну играет ее ровесница, норильская школьница Светлана Грунина. Риск был огромный: Поллианна участвует почти во всех сценах спектакля! Как признается Александр Маркович, Свету Грунину он приметил в спектакле «Сильвия», когда под занавес девочка выбегает в щенячьем танце: «Сразу подумал – какой живой ребенок! Очень захотелось с ней что-нибудь поставить. А когда взялся за работу, появилось желание убежать и спрятаться. Никто не верил, что девочка, не имеющая никаких профессиональных навыков, продержится весь спектакль – это и не всякому взрослому под силу!» По сути, режиссер пошел ва-банк – и он не ошибся. После норильского спектакля такое ощущение, что ни одна взрослая актриса, при всем ее профессионализме и обаянии, не может сравниться с этим непосредственным ребенком. Сколько искренности, сколько всего неподдельного и живого в игре северной Поллианны! И с сожалением понимаешь, насколько недолговечен этот спектакль. Но – тем еще более он интересен и притягателен.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать