«- Хосино-сан? - подал голос Наката.
- Чего?
- Море, оно замечательное. Правда?
- Ага. Глядишь на него, и как-то весь успокаиваешься.
- Интересно, а почему так?
- Скорее всего, потому, что оно большое и там ничего нет».
Мураками - яркий пример правоты литературоведов в том, что у любого писателя есть своя особенная картина мира, которую он творчески пропагандирует. По большому счету, каждая черточка из реальности "Кафки на пляже" знакома читателям Мураками до колик, до дежа-вю. И все-таки неодолимая сила затягивает шагнуть в очередной шестисотстраничный омут известным образом структурированной мистификации.
«С нашим миром, в котором мы живем, всегда граничит какой-то другой. Ты можешь проникнуть в него на сколько-то шагов и благополучно вернуться обратно. Если будешь осторожным. Но стоит лишь переступить некую черту - и возврата назад уже не будет. Ты не сможешь найти обратную дорогу».
Пятнадцатилетний Тамура бросил школу, назвался Кафкой и уехал из дому куда глаза глядят. Отныне он капитан своей судьбы, и должен исполнить некое неясное пророчество. Вокруг Кафки (что значит по-чешски "ворона") разыгрывается целая педагогическая поэма, сродни обряду инициации: добро пожаловать в реальность, мальчик! Узнай, что в этом мире есть одиночество и пустота, сила желания и отчаяние. И главное, есть время, которого в том, другом мире нет.
А от предназначенного не уйдешь, вот и царя Эдипа не миновала чаша сия. Свой первый сексуальный опыт Кафка переживает с призраком гипотетической матери. Другие на его месте, пожалуй, уже двинулись бы умом, но персонажи Мураками не ломаются под напором страстей и событий, а как завороженные перемещаются вдоль границы безвременья. Кафке придется последовательно пройти все ворота в другой мир, чтобы найти силы вернуться. Выбрать свободу, отпустить всё, покинуть Этот мир - и уйти в Тот, где думаешь, находится весь твой смысл, и встретить его там. Но там нет времени, нет памяти, ничего нет, каждый частица всего, и всё в каждом.
Сюжет развивается из-за когда-то нарушенного баланса между двумя мирами. Живущие могут сдвигать, нарушать границы миров, потому что способны сильно желать. Желают они - любви. Любви несбыточной, преисполненной, запредельной. Любви, которой всегда «не время». Потому что тем, кто не дал здравому смыслу сковать себе руки, подвластна граница миров, но неподвластно счастье.
«- Осима-сан, а когда вы один, вы думаете об этом человеке? Вам бывает тяжело?
- Само собой, бывает. Временами. Особенно в то время года, когда на небе луна кажется голубой. Особенно, когда птицы улетают на юг. Особенно...
- А почему - само собой? - спросил я.
- Потому что когда кого-то любишь, ищешь то, чего тебе недостает. Поэтому когда думаешь о любимом человеке, всегда тяжело. Так или иначе. Будто входишь в до боли родную комнату, в которой очень давно не был. Это же естественно. Не ты первый открыл это чувство. Так что патента не получишь».
Считаю, "Кафка на пляже" - отличное подростковое чтение. Всем десятиклассникам рекомендуется. Главный герой, хоть и влип в историю, да еще какую – причастен к убийству отца, - во всем остальном абсолютно положительный пример. Умные книжки читает, музыку слушает, готовить умеет, за гигиеной следит, в спортзале занимается. Такой по жизни не пропадет. А его новые друзья охотно делятся духовной пищей, так что между делом узнаёшь немного из истории эллинского театра, слегка отведываешь философских учений, знакомишься с причинами преклонения перед Бетховеном и Шубертом… Очень полезное чтение для растущего организма. Кто же откажется считать себя таковым?
Мария Шкапская