В этом сможет убедиться каждый, побывав в следующем сезоне на спектакле «пушкинцев» «Чрезвычайное происшествие». Две разных истории несхожих между собой драматургов. Но в основе их одно: судьбы, сломанные войной и военщиной. Горечь и отчаяние от их бессмысленного заклания. Боль сегодняшней России…
В спектакле Александра Савчука объединены две одноактных пьесы. «Мотылек» Петра Гладилина – о трагедии художника, вынужденного противостоять бездушной военной машине. В «Дембельском поезде» Александра Архипова – обреченность трех молодых солдат, покалеченных войной. Казалось бы, сегодня, в XXI веке, героические доспехи войны давно поблекли и утратили свою притягательность. Но Молох ненасытен, он требует все новых и новых жертв. Кто следующий попадет под его жернова?..
Признаться, я немного волновалась перед просмотром «Мотылька». Слишком уж неоднозначный сюжет: юноша с тонкой артистической душой, мечтающий о театре, отчаявшийся бороться с тупой военной муштрой, превращается… в девушку. Дальше – больше: полковник, в чьем полку случилось это ЧП, пытаясь «перевоспитать» непутевого подчиненного, в итоге проникается к нему (ней) нежностью. В спектаклях на подобную тему у режиссеров всегда есть риск пойти по самому простому пути и скатиться в пошлость. Но Савчук счастливо избежал подобных крайностей.
В его постановке рядового Николая Лебедушкина играет Виктория Болотова, полковника – народный артист России Валерий Дьяконов. В их дуэте – ни намека на фривольность, нет здесь и «голубых» мотивов. После прогона услышала, что некоторые зрители сочли, что Дьяконов якобы не умеет играть любовь. Позволю себе с этим не согласиться: сдержанность актера, его уход от излишних телесных прикосновений только подчеркивает платоническую сущность этой любви. Его отношение к Николаю-Наталье от попытки сломать, «вернуть» солдату мужской облик переходит в трогательную заботу и желание уберечь. Актерам веришь, и трансформация Лебедушкина не кажется чем-то сверхъестественным. И в самом деле, что еще в России сегодня может гарантировать спасение от дедовщины? Только смена пола!
Антипод полковника – капитан-садист (Алексей Максименко) на ярком контрасте усиливает эту линию. Уж его-то отношение к Лебедушкину далеко от платонического – подчинить любой ценой, даже ценой сексуального насилия! А нет – так уничтожить. Страх перед полковником сдерживает его грубую силу. Пока. Но капитан не упустит свой шанс…
Предощущение трагического финала во всем. И в кроваво-красных портьерах посреди зала, затянутого черным. И в музыке Ирины Беловой – от ее мелодии, исполненной на саксофоне, сжимается сердце… Это же ощущение не покидает публику и при просмотре «Дембельского поезда» во втором акте.
По сути, это две полноценных работы, и каждую из них легко можно показывать по отдельности. Но и в едином спектакле они смотрятся весьма органично. Лебедушкин не хочет вообще иметь дел с армией. Трое солдат, брошенных после Чечни на госпитальную койку, мечтают о дембельском поезде. Но их судьба предопределена: добродушный доктор (Виктор Питерский) снимает с них мерку, готовя к другой отправке…
В спектакле занят блестящий актерский ансамбль. И Николай Куцегреев в роли безногого Тихона, в молчаливом отчаянии пишущего письма покойной маме; и Денис Евневич в роли беспокойного, экспрессивного Жени-Алисы – их герои очень органичны. Удачно дополняет трио Сергей Тисленко – первогодок Ваня, успевший тронуться мозгами от своей недолгой службы. Кстати, Тисленко – из красноярского ТЮЗа, и был приглашен на эту роль, потому что во время репетиций заболел «пушкинский» артист (предполагается, что они будут работать по очереди). Что ж, судя по игре Тисленко, для него это неплохой шанс попробоваться в труппу театра им. Пушкина – актер давно уже вырос из «тюзовских» штанишек.
«Летят самолетами, едут вагонами, спешат мальчики домой: мертвые и живые. Тела первых надежно упакованы в цинк снаружи, сердца вторых намертво закованы в цинк изнутри. Мчится дембельский поезд, торопится, стучат вагоны, бегут по рельсам, размалывая колесами судьбы и жизни», - пишет в финале своей пьесы Архипов. Эта же нота ощущается и в спектакле. Не сомневаюсь, что его премьера вызовет в городе немалый резонанс. И очень хочется надеяться, что на сцене театра им. Пушкина мы увидим и другие постановки Александра Савчука.
Елена Коновалова