Новая премьера «Скрипач на крыше» в постановке Александра Зыкова стала настоящим прорывом Красноярского театра музыкальной комедии.
Артисты, вынужденные в последние годы зачастую выходить на сцену в скучных и бездарных постановках, с подачи опытного режиссера смогли пробудить в зрителях искреннее сопереживание. Что в немалой степени объясняется выбором материала.
Трагикомичная история Шолом-Алейхема про неунывающего Тевье-молочника и его семейство давно стала популярной на театральных подмостках. В 1964 году американский композитор Джерри Бок написал на сюжет этой повести мюзикл – на Бродвее он с успехом шел восемь лет, а в дальнейшем был поставлен в 30 странах. Но Александр Зыков использовал из него лишь немногие музыкальные фрагменты, взяв за основу проверенный материал – пьесу «Поминальная молитва» своего любимого драматурга Григория Горина. Как говорит режиссер, переведенное либретто американского мюзикла показалось ему скучным и невыразительным.
Чего не скажешь о горинской пьесе – ее сочные и емкие реплики давно стали афоризмами. «Где вы берете такой вкусный изюм, мадам Голда?» – спрашивает сват Менахем (Владислав Питальский) у жены Тевье. «Это вы берете, а мы покупаем», – отвечает невозмутимо Голда (Наталья Горячева), предусмотрительно отодвигая от него миску.
Сват в доме Тевье (Игорь Безуглов) появляется неслучайно – деревенский молочник, отец пяти дочерей, готовится отдать замуж старших. Искренне желая им счастья. Но дочки счастье понимают по-своему. Цейтл (Марина Малькович), отвергнув старого богача Лейзера (Александр Александров), выходит за бедного портного Мотла (Алексей Казанцев). Вторая, Годл (Наталья Тимофеева), отправляется за студентом-революционером Перчиком (Алексеем Соколовым) в сибирскую ссылку, ее сестра Хава (Светлана Колеватова) выходит замуж за русского (Михаил Михайлов)…
Казалось бы, классическая история о еврейском семействе? Но тема горинской пьесы гораздо шире – вне зависимости от веры и национальности люди ищут счастье, свое место в жизни. Все сплелось в ней тугим узлом – и смех, и слезы, и любовь… Режиссер счастливо избежал злоупотребления местечковым акцентом – здесь это было бы абсолютно не к месту. И вообще, как ни парадоксально, спектакль в театре музыкальной комедии получился гораздо трагичнее, чем «Поминальная молитва» в постановке Владимира Гурфинкеля, шедшая несколько лет назад в Красноярском театре им. Пушкина. Такое ощущение, что в зыковском спектакле актеры сознательно стремились уйти от излишней комичности. Голда в исполнении Натальи Горячевой – по сути, праматерь Ева, любящая и заботливая, готовая пожертвовать собой ради своего потомства.
Что, собственно, и происходит во втором акте – героиня отдает последние силы, молясь за благополучное разрешение дочери от бремени… Не случайно сцена смерти Голды получилась в спектакле самой пронзительной. А тонко выстроенная пластика в постановке питерского хореографа Николая Реутова только усиливает впечатление от этой сцены. Впрочем, как и от спектакля в целом: кажется, убери балет – и многое здесь потеряется.
Блестящий дуэт Голды и Тевье – стержень всей постановки. Игорь Безуглов играет этакого Ноя, спасающего свой ковчег от разных жизненных напастей. А их немало – то погром, то выселение из любимой деревни… Как с грустной иронией говорит Тевье, «вот так всегда: ждешь Мессию – приходит урядник». Сам дом молочника, по замыслу художника Михаила Мокрова – стена плача. Свой товар Тевье развозит на телеге, нередко запрягаясь в нее вместо старой лошади. Но художник счел, что выводить на сцену телегу было бы слишком банально: колеса в его оформлении прикреплены прямо к стене. Вот и получается, что Тевье тащит на себе не только сыры и сметану, но и весь свой дом…
Оформление Мокрова вообще получилось на редкость компактным и функциональным. Впрочем, как и всегда у этого художника. На одной и той же декорации зима сменяет лето, и вот уже яркие солнечные подсолнухи на стенах дома уступают место холодному сумраку… Есть в оформлении и луна, и Млечный путь – любимые символы Мокрова. В этом спектакле они как нельзя более кстати.
После столь удачного начала сезона театр просто не может позволить себе в дальнейшем снизить планку. И есть надежда, что впереди нас ждут весьма интересные постановки. Ближайшая – популярнейшая оперетта Кальмана «Мистер Икс» в постановке Василия Вавилова. Главную роль в ней сыграет молодой артист театра Алексей Соколов, дебютировавший в прошлом сезоне в роли кузнеца Вакулы в мюзикле «Ночь перед Рождеством».
Елена Коновалова