Очередной творческий сезон в театре им. Пушкина открылся премьерой «Король Лир» в постановке нового главного режиссера театра Олега Рыбкина. Для красноярской публики постановочное решение спектакля стало во многом неожиданным, непривычным – Рыбкин, как истинный ученик Петра Фоменко, умеет разрушать стереотипы. И, думаю, под руководством этого режиссера театр удивит нас еще не раз.
Спектакль захватывает сразу же, с пролога. …За тонким полупрозрачным занавесом, словно в легкой дымке, кружатся три девочки – юные британские принцессы. Рядом – отец-король в колпаке Санта-Клауса, такой добрый и любящий… Ничто еще не предвещает грядущих дрязг и раздоров, рождественская идиллия. Красивая сказка, сон в зимнюю ночь… И как горько и сокрушительно пробуждение.
В следующей сцене принцессы уже взрослые, и Лир (Валерий Дьяконов) делит между ними свое королевство. И вот тут-то зрителей ожидает первый сюрприз – настолько непривычен этот классический образ в исполнении актера (лирический пролог не в счет – там его герой еще не стар и полон сил).
Все-таки, слишком силен стереотип, что Лир – старик, уставший от бремени власти, потому-то он так легко с ней и расстается. И как-то забывается, что у Шекспира Лир – вздорный и капризный. Однако только не у Рыбкина – в его трактовке именно эти черты короля выходят на первый план: захотел – отдал власть, скинул с себя ответственность! Изгнание Корделии – тоже всего лишь каприз: как она могла ослушаться, нарушить правила игры! И все как-то буднично, банально. Времена высоких страстей канули в Лету. И Лир – не трагический герой, а обыкновенная посредственность. Один из многих, он узнаваем. И тем сильнее шокирует эта узнаваемость – подобное происходит вокруг нас, сплошь и рядом…
Режиссер вообще, похоже, сознательно стремится сгладить излишне драматическую интонацию. В его спектакле нет чрезмерной театральщины – всех этих вытаращенных глаз, искаженных неестественной мимикой лиц и напыщенных речей, чем нередко грешат провинциальные театры. Современность во всем – в актерской игре, художественном оформлении Игоря Капитанова, в невероятно стильных костюмах Фагили Сельской (что стало возможно благодаря партнеру театра Сбербанку, вложившему в спектакль больше миллиона рублей). Кто-то, возможно, увидит здесь исторические аллюзии – от спокойного, стабильного мира викторианской Англии к последующим военным потрясениям. Но в спектакле нет жесткой временной привязки, главное в нем – внутрисемейный, общечеловеческий конфликт. Что делает с людьми власть, вседозволенность, алчность и похоть?.. Проблема актуальна не только для прошлого.
Оригинальная находка – в решении образов трех сестер. В детстве у каждой из них чистая душа. Но с годами эту чистоту сохраняет только младшая, Корделия (Екатерина Соколова), а души старших превращаются в злобных фурий. Хотя детские образы, как напоминание о чем-то утраченном, присутствуют рядом с ними на протяжении всего спектакля. На сцене мы видим одновременно и самих героинь, внешне – таких красивых и благородных (Гонерилья – Элина Присакару, Регана – Виктория Болотова), и их подлинную, какую-то ведьмовскую сущность (Людмила Михненкова и Галина Саламатова). Присутствие последних наталкивает на параллели с «Макбетом» – здесь та же чернота души…
Как и в предыдущей постановке Рыбкина на «пушкинской» сцене, «Талантах и поклонниках», в «Короле Лире» немало удачных актерских работ. Безусловное попадание – образы всех сестер и Альтер эго старших. Яркий контрастный дуэт у сыновей Глостера: добродушный Эдгар (Андрей Пашнин) и прямо-таки демонический Эдмунд (Дмитрий Корявин). А одни из самых интересных ролей – у Дениса Евневича (Корнуолл) и Александра Головчанского (Олбани). Один – холодный циник, другой – внешне флегматичный, со скрытой силой духа. Но насколько естественны и непринужденны артисты в своих образах! На сцене они не играют – живут.
Олег Рыбкин вообще вывел в своем спектакле немало талантливой молодежи. Стоит запомнить имена студентов Николая Аузина и Алексея Кучинского (первый и второй рыцари) – думаю, они еще заставят о себе говорить.
Что же касается главного персонажа, самого Лира, повременю с оценками. Один из центральных образов мировой драматургии настолько непростой, что после премьеры не все кажется бесспорным. Пока что, как мне кажется, не слишком убедительна сцена сумасшествия короля. Хотя в целом в трактовке, которую предложил режиссер, вряд ли можно представить другого Лира, нежели Валерий Дьяконов. А это значит – спектакль состоялся.
Елена Коновалова