Что такое «франчайзинг», в наше время знают не только торговые экономисты. Даже слово «франшиза», примелькавшись, уже не кажется слегка придурковатым. И тем не менее, неискушённому в этих делах человеку что одно, что второе – тёмный лес.
И франчайзинг, и франшиза по закону – одно и то же и соответствует понятию «коммерческая концессия». Фактически, однако, существует разница в значениях. Суть франчайзинга заключается в том, что некий правообладатель предоставляет во временное пользование кому-то, с кем договорится, принадлежащие ему те или иные права, которые могут включать в себя права на фирменное наименование, товарный знак, коммерческую тайну и так далее. Франшизой же в этом случае называют саму лицензию, по которой происходит уступка прав. Того, кто её выдаёт, называют франчайзером, а того, кто получает, – франчайзи (среднего рода, несклоняемое). Или, соответственно, франшизодателем и франшизополучателем, что гораздо доступнее для понимания.
Происходят все эти слова от старофранцузского franchise – «свобода». В восемнадцатом веке значение слова сузилось, под ним стали подразумевать «частное преимущественное право», а затем «право голоса». Смысл, которым оно наполнено сейчас, у слова franchise появился совсем недавно – лет пятьдесят назад.