Главная
>
Статьи
>
Триумфальный полет «Чайки»

Триумфальный полет «Чайки»

04.04.2008
1

27 марта, в Международный день театра, в Красноярском крае традиционно подвели итоги сезона. Неожиданностей не произошло: львиная доля наград – за театрами, которые возглавляют сильные творческие лидеры.

Еще года четыре назад в драме было два мощных конкурента – Минусинский драмтеатр и Норильский. Но после ухода из Заполярной драмы его художественного руководителя Александра Зыкова и появления в Красноярском театре им. Пушкина нового главного режиссера Олега Рыбкина вектор поменялся. И на сегодня самые заметные творческие достижения – у минусинцев и пушкинцев. Они-то и поделили между собой почти все награды сезона.

Лучшим спектаклем признана «Чайка» в постановке Олега Рыбкина. В качестве Гран-при труппа получила от губернатора края Александра Хлопонина полное финансирование гастролей в любом городе России (театр отправится на них в следующем сезоне). А молодая актриса Ольга Белоброва отмечена в этом же спектакле за лучшую женскую роль (Нина Заречная).


Фото: Сцена из спектакля Чайка

В другой постановке Олега Рыбкина – «Трехгрошовая опера» – награды у солистки музкомедии Натальи Горячевой (Селия Пичем), дебютировавшей в этом году на сцене театра им. Пушкина, и у Даниила Коновалова (Конферансье). Правда, кто, интересно, догадался поощрить актера «За лучшее создание внесценического образа»? Тогда уж «внедраматургического» – у Брехта действительно нет такого героя, его ввел режиссер.

А старейшая актриса труппы Екатерина Ивановна Мокиенко получила Благодарственное письмо от краевого агентства культуры.

Самое большое количество призов собрал минусинский «Черный тополь» в постановке Алексея Песегова. У этого спектакля – награды за лучшую режиссуру, сценографию (Александр Кузнецов), мужскую и женскую роли второго плана (Александр Зыков, Наталья Котельникова и Галина Архипенкова), женский эпизод (Лариса Никитина), дебют (Артём Лопатин) и пластическое воплощение (Роман Пылаев). Красноярцы вскоре смогут посмотреть «Черный тополь» на фестивале «Театральная столица».

За лучший мужской эпизод приз достался канскому актеру Владимиру Сальникову (Соломон в спектакле «Кин IV»), за лучший дуэт – норильчанкам Галине Савиной и Ксении Шабалиной («Два вечера в веселом доме»). А среди лучших мужских работ уже несколько лет подряд нет равных норильскому актеру Сергею Ребрию. В этом сезоне он отмечен за роль Гарпагона в спектакле «Скупой».

Спецноминация «За верность актерскому братству» – у коллектива Ачинского драмтеатра. В память об артистах Григории Панине и Викторе Попове труппа реконструировала спектакль «Прощай, овраг...». Когда-то оба они в нем играли…

В музыкальном театре тоже все вполне предсказуемо – по-прежнему лидирует Красноярский театр оперы и балета. Балет «Золушка» в постановке Сергея Боброва поощрен в трех номинациях – за лучший ансамбль (Мария Куимова, Анастасия Казанцева и Надежда Власова – Мачеха и ее дочки), дуэт (Александр Бутримович и Людмила Хитрова – Принц и Золушка) и эпизод (Олеся Алдонина – Учитель танцев). У балета «Спартак» – три награды: мужская роль (Иван Карнаухов – Спартак), лучший ввод (Кирилл Литвиненко – Красс) и «За единство художественного решения и сценического воплощения» всей постановки. Лучший музыкальный дебют – у Анны Снегиной (Никия в «Баядерке»).

Две награды в опере – лучшая женская роль (Вера Баранова – Снегурочка в опере «Снегурочка») и «За создание убедительного вокально-сценического образа» (Анастасия Лепешинская – Сузуки в «Мадам Баттерфляй»). А солист театра Анатолий Березин отмечен памятным знаком Министерства культуры РФ.

Лучшая мужская роль второго плана – у Максима Карчуганова (Адаляр в спектакле «Голубая мазурка» Железногорского театра оперетты). Актер Красноярского театра музкомедии Игорь Безуглов получил спецприз Союза театральных деятелей России за многолетнее и преданное служение театру – творческую командировку в Москву.

В кукольном театре в этом году вне конкуренции был спектакль «Зайку бросила хозяйка» в постановке Сергея Иванникова (Красноярский краевой театр кукол).

А теперь о грустном. Понятно, почему творческие проблемы у театров на периферии – при малом финансировании серьезный режиссер туда работать не поедет. В Ачинске за последние десять лет сменилось восемь главных режиссеров! А теперь еще и директор театра Александр Рябенко впал в необъяснимую опалу краевого начальства – с 1 апреля он отстранен от должности, несмотря на протесты труппы и администрации Ачинска. Чем это чехарда обернется для театра – нетрудно предсказать. Тут уж не до творчества…

И вполне объяснимо, почему остались без наград премьеры Красноярской музкомедии – слабая режиссура. Театру необходимо как можно скорее решить проблему с художественным лидером, потенциал у труппы есть. Что, кстати, подтвердили и итоги сезона – работы многих артистов музкомедии всерьез рассматривались жюри.

А Красноярский ТЮЗ даже не номинировался – нечего выдвигать… Как сказал известный театральный критик Олег Лоевский, сказка «Мымренок» – худший спектакль из всего того, что он видел за многие годы. Когда такое звучит из уст эксперта «Золотой маски» – есть над чем задуматься. А пропиаренный с большой помпой «Маленький принц», как отметили критики, вообще не имеет никакого отношения к театру – такое в ночных клубах показывать. Но мнение ведущих театральных экспертов России для руководства ТЮЗа не авторитет – Андрей Няньчук и Константин Каримов даже не соизволили явиться на круглый стол, где с директорами всех театров края обсуждались итоги сезона. Ни творческих достижений, ни кассовых – многолетний провал по всем фронтам. И непонятно, что еще должно произойти, чтобы в этом театре наконец возродилась жизнь.

 

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск" фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать