На свое 70-летие Красноярский краевой театр кукол выпустил премьеру «Пиковой дамы» А. С. Пушкина в постановке нового главного режиссера театра Сергея Иванникова. Без преувеличения - столь необычного спектакля в нашем кукольном еще не было.
...Все действие разворачивается за марлевым полупрозрачным экраном, через который луч высвечивает действующих лиц. Подобная приглушенная подача как нельзя лучше подходит для «преданья старины глубокой» - сквозь мягкую дымку экрана происходящее на сцене представляется то чередой старинных книжных репродукций, то движением фигурок из музыкальной шкатулки.
Правда, вначале никаких фигур нет. Только столик, на котором один за другим загораются огоньки свечей. Освещающих яства и напитки на столе, но не лица игроков. Кажется, что и трубка, и мундштук кальяна, и салфетка, которую кто-то невидимый берет со стола, - все это как будто движется здесь само по себе. Равно как и вино - оно само наливается в бокалы. И только голоса невидимок-игроков за поздним застольем возвращают нас к реальности - это не розыгрыш и не фокус, несмотря на легкий налет мистичности. А что может быть естественней, чем в такой вот загадочной атмосфере принять за чистую монету легенду о трех счастливых картах!
В спектакле вообще очень много метафоричного. Здесь нет традиционных кукол, которыми управляют кукловоды. Актеры, как и в драмтеатре, сами играют всех персонажей - и им это неплохо удается. И старая графиня (Галина Кикоть), и удачливый игрок Чекалинский (Олег Ипатьев), и Герман (Владимир Ясинский) - все они весьма убедительны в своих ролях. А молодой актрисе Полине Зуевой из-за болезни коллеги меньше чем за неделю пришлось вводиться на роль Лизы - и с задачей она справилась.
Куклы, впрочем, в «Пиковой даме» тоже присутствуют - но именно как символы. В виде куколки-кавалера, которого держит в руках Лиза, грезя о Германе. В хороводе кукол, кружащихся на балу. Использует режиссер и видеосимволы - карты, высвечивающиеся на экране.
Все это само по себе неожиданно для распространенного у красноярских зрителей понимания кукольного театра. Но в том-то и беда, что наш театр слишком долго существовал без художественного лидера. А отсюда и все его творческие проблемы, о которых не раз говорилось на фестивалях. Александр Берегов, долгое время директорствовавший в Красноярском кукольном, похоже, не сильно-то жаловал главных режиссеров - ни один при нем не задержался. А когда директор пытается взять на себя художественное руководство - как правило, ни о каких творческих достижениях говорить не приходится. Что можно увидеть и на примере других театров края - ситуация идентична.
Новый директор Галина Приходова, напротив, настроена на основательный союз с главным режиссером. В театре есть необходимые составляющие для успешного развития - достойные актеры, сильные цеха, наконец, даже есть собственный драматург! Пьесы Александра Хромова и постановки по ним отмечены наградами многих фестивалей, их с восторгом принимали на гастролях в Европе. И, кстати, совместная работа Иванникова и Хромова спектакль «Зайку бросила хозяйка» - один из лучших в репертуаре нашего театра. Можно смело надеяться, что из их творческого дуэта родится еще немало интересных постановок. А «Пиковая дама» станет первой ласточкой на обновленном пути развития Красноярского театра кукол.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»