Собственно, чего и следовало ожидать — новая премьера Красноярского музыкального театра, «Красотка кабаре» в постановке Александра Зыкова, вызвала настоящую бурю эмоций. Адепты традиций бушевали — это не классическая оперетта! И в чем-то с ними действительно можно согласиться — подобной «Сильвы» на красноярской сцене еще никогда не видели.
Однако полноте — при чем здесь классика? Зыков и не скрывал — свой спектакль он поставил лишь по мотивам «Сильвы» Имре Кальмана. Да, в постановке сохранились все хиты композитора. Здесь те же любовные линии, как и в классической версии: Эдвин любит Сильву, Бонни влюбляется в его кузину Стасси, а матушка Эдвина (сама в прошлом певица варьете) не может забыть свой давний роман с импресарио Ферри. Но изменился характер их отношений. Тон задает место действия — из Австро-Венгрии оно перенесено в Германию 30-х годов. Самое начало нацистского правления. В этих условиях явно не до любовной идиллии…
То, что хеппи-энд здесь, похоже, не предвидится, невольно ощущаешь еще до начала спектакля, при одном только взгляде на сцену. Художник Михаил Мокров оформил кабаре (где начинают развиваться события) в пурпурно-красных тонах. Красный, с одной стороны, задает некую праздничность этому развеселому местечку. Но красного здесь слишком много, избыточно много. Что вызывает смутную тревогу — что-то должно произойти… В дальнейшем эта тревога еще не раз всколыхнется. И в пренебрежительных репликах грубияна Ронсдорфа (Яков Аленов) в адрес еврейского происхождения Ферри Колмана. И в появлении марширующих мальчиков в строгой нацистской форме. Понятно без слов — все это здесь не случайно. Сможет ли любовь противостоять тучам, сгущающимся над Германией?.. Финал спектакля трагичен — неожиданно для привычного легкомыслия оперетты. Но не для данной постановки — у Зыкова он, скорее, закономерность. Иная развязка здесь была бы чудом.
Режиссура, хореография Николая Реутова и художественное оформление — главное достоинство «Красотки кабаре». Можно сколько угодно упрекать режиссера в том, что он посмел отойти от канонов. Но как бы то ни было, в его работе есть четкая логика. Понятна мотивация героев и всего происходящего. Без сомнения, после «Скрипача на крыше» (тоже, кстати, в постановке Зыкова) — это лучший спектакль на сцене Красноярского музыкального театра. Особенно в сравнении с таким убожеством, как «Оскар» и «Юнона и Авось», — вот уж где о режиссуре и говорить не приходится.
Единственное, что можно всерьез предъявить «Красотке кабаре», — отсутствие сильных вокалистов. И Сильва (Мария Селиверстова), и Эдвин (Алексей Казанцев) вокально явно не дотягивают. И все же, несмотря на этот очевидный минус, у Казанцева получился невероятно трогательный Эдвин — недостаток вокала артист в немалой степени искупает своей органикой. Мария Селиверстова не столь убедительна. Но в чем еще заслуга Зыкова — у него молодая артистка хоть немного разыгралась. Никакого сравнения с ее предыдущими ролями.
Что же касается отсутствия вокалистов — это вопрос к музыкальному руководителю театра Валерию Шелепову. Понятно, что театр переживает сейчас непростые времена, и нехватка профессиональных солистов здесь налицо. Но если в труппе нет молодой героини с драматическим сопрано — зачем вообще брать к постановке «Сильву»? Впрочем, подобная оплошность отнюдь не случайна — это лишь очередное свидетельство общей невнятицы в репертуарной политике театра. Доколе, спрашивается, доколе?
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»