Сразу две питерских балетных труппы, побывавших за последнее время в Красноярске, явно не соответствовали уровню, заявленному в анонсе. Особенно разочаровало «Лебединое озеро» — от этой классической постановки с участием солистов Мариинского театра публика ожидала значительно большего.
Магическое имя прославленного питерского театра для части зрителей оказалось настолько притягательным, что не все обратили внимание на пресловутое уточнение об участии солистов — люди шли непосредственно на Мариинский балет. И неприятно удивились, когда оказалось, что артистов этого балета в спектакле всего двое — Дмитрий Завалишин (принц Зигфрид) и Мария Макаренко (Одетта-Одиллия). И то оба из вспомогательного состава. Мало кто заметил, что «Лебединое озеро» представляет антреприза — Русский классический гранд-балет, в котором собраны артисты из разных театров России и Украины.
Но гораздо большее разочарование ждало впереди. Завалишин и Макаренко танцевали как минимум профессионально. На кордебалет же смотреть было просто невыносимо, особенно в первом акте. Такое ощущение, что он спал на ходу. Во втором действии энергетики прибавилось, но техника, увы, лучше не стала. Да и откуда ей было взяться? Чудес не бывает. Однако же в финале публика, как стало в нашем городе уже традицией, щедро аплодировала стоя. Даже приезжие артисты отмечают, что красноярские зрители добры. Зачастую излишне… Правда, некоторые, наиболее искушенные, возмутились столь сомнительным качеством и ушли в антракте. Деньги за билеты им вернули.
Для организатора показа «Лебединого озера» в Красноярске, концертно-гастрольного агентства «Музыкальный город», столь низкий уровень приезжей труппы оказался неприятным сюрпризом. Как говорит директор агентства Александр Рыжов, он даже не предполагал, что спектакль окажется настолько слабым:
- За шесть лет работы «Музгорода» мне впервые стыдно за то, что я представлял в Красноярске. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Я опирался на рекомендации своих партнеров, когда брал этот проект, — по отзывам, в прошлом году он достойно выступил в российском туре. Хотя изначально создавался для гастролей по Европе, где в основном и катается. И что мы получили? Из Мариинки обещали четверых солистов, а приехало только двое. Кордебалет, который гастролировал по России в прошлом году, сейчас работает в Швейцарии, к нам приехал
Кстати, по ходу тура Александр Рыжов интересовался, как труппу принимают в других городах. В Томске и Барнауле все прошло на аншлагах, на Алтае даже пришлось показать еще два дополнительных спектакля. В Новосибирске, где публика по части балета искушеннее и образованнее, все места не удалось продать, а гастролеров приняли весьма прохладно. Красноярский зритель оказался доверчивее — в театре оперы и балета не было свободных мест…
Однако при всей неприятности ситуации есть здесь все же и знак обнадеживающий. Мы давно привыкли к драматической антрепризе и не ждем от нее каких-либо изысков. Как правило, это легкие комедии с парой-тройкой известных актеров в главных ролях. Балет — искусство непопсовое, и понятно, что ожидания от него иные. Пусть будут скромные декорации, как на том же «Лебедином», лишь бы искусство хореографии было на высоте. Радует, что частные агентства вообще рискуют привозить большие театральные проекты (вспомним, что осенью тот же «Музгород» привозил Театр Романа Виктюка). И хочется надеяться, что подобный прокол — лишь досадная случайность.
В свете этого инцидента сомнительный уровень еще одной заезжей труппы, питерского эротического
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»