Красноярский театр им. Пушкина выпустил спектакль о театре и его закулисных столкновениях, обычно скрытых от глаз публики. Но за поверхностью анекдотичного сюжета премьеры «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена, за ее ярким мультяшным оформлением кипят поистине шекспировские страсти и поднимаются нешуточные вопросы бытия.
Под маской комикса
На первый взгляд, Олег Рыбкин поставил спектакль-комикс, где практически все герои — не живые лица, а типажи. Колоритны крестный отец мафии Ник Валенти (Яков Алленов), его капризная любовница стриптизерша Оливия, мечтающая стать актрисой (Ирина Петрова), бандиты Валенти в костюмах яркой попугайской расцветки (Марк Парасюк и Артем Рудой). Не менее узнаваемые персонажи и из мира искусства — тщеславный бездарный драматург Дэвид Шайн (Владимир Пузанов), его продюсер Маркс с одесскими корнями (Виктор Лосьянов), тускнеющая звезда Хелен Синклэйр, как она охарактеризована в программке к спектаклю. Кстати, случайно так совпало или нет, но при первом появлении на сцене героиня Людмилы Михненковой — просто вылитая Людмила Гурченко. И очень легко проверить, что лучшие годы этой манерной звезды с нарочито протяжным столичным акцентом остались позади. Трудно поверить в другое — что в ее багаже такие роли, как Электра или леди Макбет...
Перед публикой разворачивается театральная кухня: нервозная атмосфера выпуска спектакля, эмоциональные разборки актрис, не стесняющихся в выражениях, бесконечные интриги и провокации. Передана она в весьма ироничном ключе, и, возможно, многие увидят во всех этих внутритеатральных хитросплетениях не более чем комедию. Но все гораздо глубже — за внешней несерьезностью формы высвечиваются очень серьезные вопросы. Которые театр обращает как к публике, так и к самому себе.
Искусство и компромиссы
Один из недвусмысленных посылов постановки — искусство не способно выжить самостоятельно, нужны вложения извне (в данном случае — деньги мафии). Но чтобы их получить, порой приходится кое-чем поступиться... Способен ли творец пойти на компромиссы, пожертвовать своими принципами? Посредственный — способен, потому что у него и принципов-то нет, пустая декларация. Как спрашивает себя потрясенный Дэвид: «Неужели я на все готов ради славы? Ответ — да. Я проститутка!» Но то Дэвид. Настоящий художник (ирония в том, что самым принципиальным здесь оказывается бандит Чич) никаких компромиссов не приемлет. И без всяких сомнений готов заплатить за то, что ему дорого, жизнью — как чужой, так и своей.
Такая постановка проблемы выбора, конечно, несколько утрированная, абсолютизированная. На практике существование театра — это бесконечные компромиссы, как чисто творческие, так и производственные. Как, например, кошмарный сон российского искусства — закупки через тендеры, где главный критерий — дешевизна, а не качество. Или застарелая внутренняя проблема театра, когда роли раздаются не по заслугам, а по протекции. В спектакле так получает роль Оливия. Но в жизни не на каждую Оливию найдется свой Чич, способный до конца противостоять конформизму в искусстве. Так и хочется добавить — к сожалению... Кстати, в «Пулях» на роли Чича два актера — Андрей Киндяков и Сергей Селеменев. У Киндякова Чич получился вполне в контексте постановки — такой же персонаж комикса, как и все, и его реплики воспринимаются скорее как анекдот. Для героя Селеменева все серьезно, в этом Чиче ни тени комичности. И на таком контрасте со всем остальным окружением как раз особенно отчетливо проявляется глубина поднимаемых проблем спектакля. Невозможно не поверить Чичу: за идею действительно можно убить. Иногда это единственный выход из положения.
Риск оправдался
Чем еще примечателен спектакль Рыбкина — в нем вышли на сцену сразу четыре новых актера театра, и это был немалый риск. Особенно если учесть, что трое из них несколько лет не работали на профессиональной театральной сцене. Возвращение не у всех прошло гладко — Дмитрий Борков еще явно в поиске характера своего героя, посредственного драматурга Флендера. Борков от начала и до конца играет его на одной интонации — какого-то потрепанного лузера, при этом абсолютно неубедительного.
Зато другие новички показались безупречно. Достоверен актер-обжора Уорнер Пурсель у Дмитрия Дьяконова, какая-то пародия на актерский гедонизм — живи на полную катушку и ни в чем себе не отказывай. Не менее пародийна эксцентричная актриса Памелла Брент у Натальи Горячевой — фейерверк юмора и экстравагантности. И просто настоящее открытие — Ирина Петрова в роли стриптизерши Оливии. Актриса много работала по клубам и в этот образ вписалась идеально — такое ощущение, что Петровой здесь играть ничего не надо, характер героини знаком ей не понаслышке. При столь удачном попадании у нее был риск остаться актрисой одной роли. Но Ирина благополучно преодолела этот стереотип. На днях она не менее убедительно ввелась в «Темные аллеи» на роль натурщицы Катеньки. Похоже, в краевой драме появилась очень интересная характерная молодая актриса. Во всяком случае, это однозначно лучший женский дебют сезона.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №5 (246)