>
>
«С.С.Д.»

«С.С.Д.»

08.09.2008
4

Режиссер — Вадим ШмелевПостер к фильму С.С.Д.
В ролях: Анфиса Чехова, Евгения Хиривская, Дмитрий Кубасов, Иван Николаев, Артем Мазунов, Екатерина Копанова, Станислав Эрдлей
Продолжительность — 95 м

Пионерские страшилки — неисчерпаемая кладезь первостатейного материала для потенциальных экранизаций и режиссеров с достаточной смелостью; правда, вряд ли кто-то мог заподозрить в принадлежности к последним Вадима Шмелева, автора таких картин, как «Код апокалипсиса» и «Обратный отсчет». Шмелев, однако, справился вполне пристойно — по крайней мере, в рамках отечественной жанровой традиции, представленной, например, фильмом «Путевой обходчик» .

Кадр из фильма С.С.Д.Тут надобно, конечно, разделять понятия — «С.С.Д.» никак не тянет на безоговорочный триумф; но вот на неловкий первый шажок в верном направлении он похож вполне. Перед нами, если говорить совсем коротко, вполне пристойный слэшер — с некоторыми проблемами (некоторые сценарные натяжки и провалы), иметь которые слэшеру по статусу вполне позволительно и с парой таких промахов, которые в жанре недопустимы. К последним относится, конечно, загадочная стыдливость наших киношников во всём, что касается непосредственно самой резни. «С.С.Д.» болен всё той же аллергией к прямому показу кровопролития и членовредительства, что имелась в больничной карте «Мертвых дочерей» и того же «Путевого обходчика». Всё, что происходит с персонажами, случается либо за кадром, либо на сверхкрупных планах какой-нибудь детали (например, расстегнутой белой рубашки, в которую льётся кровь), либо в такойКадр из фильма С.С.Д. лихорадочной монтажной тряске, что ничего толком не разобрать. Меж тем, в «С.С.Д.» полно шокирующих и мощных смертей — тут участников реалити-шоу, которым надо выжить неделю в заброшенном пионерлагере подвешивают на крючках, отрезают им головы и загрызают их собаками. В принципе, причины такого подхода просты до ужаса — у нас попросту отсутствует вменяемая школа физических спецэффектов данной направленности. Нарисовать на компе стрелу, пронзающую голову, у нас вполне могут — а как изобразить на крупном плане достоверное перерезание горла, никто не знает.

Кадр из фильма С.С.Д.Но даже при таком серьёзном для фильма ужасов недостатке «С.С.Д.» смотрится вполне нормально. Да, тот инфернальный юмор, которым славятся все эти чудесные пионерские страшилки, в полной мере сохранить не получилось — но зато каноны забугорного жанра «слэшер» авторами были выучены и воспроизведены на отлично. Скажем, самыми первыми в фильме, в традиции любой «Пятницы, 13-е», погибают те, кто рискует заняться сексом. Молодёжь в фильм была собрана в основном непротивная, местами даже симпатичная (молодой талант Кубасов и вовсе страшно похож на бюджетную версию Джейка Джиллехола), Анфиса Чехова тоже работает как-то не очень навязчиво, а в какой-то момент (да, вы угадали, куда же без этого?) идёт в душ. Есть также и действительно недурно придуманная финальная сцена, завершающая фильм на очень грамотной ноте. Хотя не исключено, конечно, что всё это кровавое мероприятие авторы придумали исключительно для того, чтобы в середине голосом Анфисы Чеховой толкнуть этот программный монолог о ничтожности, жадности и общей нелепости нынешнего молодого поколения. Таких, мол, и на лоскутки порезать не жалко.

Вердикт Кочерыжкина — неожиданно нестыдный, особенно в свете прежних достижений режиссера Шмелева, отечественный ужастик — возможно, первый шаг в более-менее верном направлении для российского жанрового кино.

Серж КочерыжкинСерж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать