В ролях: Анастасия Заворотнюк, Винсан Перес, Владимир Меньшов, Оскар Кучера, Алексей Серебряков, Олег Штефанько
Продолжительность – 100 м
А какую всё-таки возможность тут упустили! Представьте – няня Вика в кожаном комбинезоне в обтяжку и со своим фирменным фрикативным «гэ» спасает мир от террористов! Ну гениальная же задумка, ну правда! И народ в кинотеатры валил именно на это посмотреть – а не на то, как предельно озадаченная происходящим Анастасия Заворотнюк изображает из себя Джеймса Бонда в юбке, то есть, в кожаных штанах.
Если серьёзно, то у «Кода апокалипсиса» действительно была только одна надежда на величие – сработать в нарочито бессмысленном, комедийном ключе, чтобы вся сюжетно-бюджетная гигантомания фильма могла вполне легитимно смотреться нелепо и абсурдно. «Код», однако, сделан с такой свинцовой серьёзностью, что даже Оскар Кучера, имеющий привычку вносить в подобные натужные мероприятия немного свежего воздуха, комикует как-то скованно и неловко. Как будто создатели фильма решили, что они делают не лихой шпионский боевик с намеренно идиотским сюжетом (как и положено по ГОСТу), а занимаются делом государственной важности. Не исключено, что кому-то хотелось бы видеть «Код» именно в таком качестве – зря, что ли, в начале фильма болтается табличка «Фонд по поддержке патриотического кино»?
Да и общая мораль о том, что мир спасают не кто-нибудь, а доблестные офицеры ФСБ, причём не только те, что в поле бьют ногами по лицу злых террористов, но и те, что в это время с взволнованными физиономиями сидят в кабинетах, вполне похожа на торжественный госзаказ. И бог бы с ним, это далеко не первый фильм, который столь топорно и целеустремлённо тащит в массы подобные идеи – был и «Личный номер», и «Обратный отсчёт», и «Код апокалипсиса» мало отличается от них в плане совершеннейшего бесстыдства сюжетной линии, беспомощности сценария и демонстративного разбазаривания государственных денег на масштабную пиротехнику. Проблема в другом – весь этот тяжеловесный ура-патриотизм отчаянно, категорически не к лицу Анастасии Заворотнюк.
Вот правда – будь в этой роли кто угодно другой, никто бы и глазом не моргнул. При этом главный козырь фильма – именно Заворотнюк, и не говорите мне, что отечественный зритель выложил за один только уик-энд 80 миллионов рублей ради чего-то ещё помимо неё. И в таком контексте то, как поступают с ней (а через это и с нами) создатели «Кода», есть ничто иное, как чистое свинство – её, нашу бессменную няню, заставляют выглядеть максимально нелепо среди всех этих взрывов, перестрелок и интриг коварных шпионов и подрывников. Смотреть на экран без глубокой боли можно только в те моменты, когда в полковнике ФСБ включается вдруг няня Вика – что она, к счастью, периодически делает; в остальные моменты хочется яростно отругать съемочную группу за то, что так издеваются над бедной женщиной. Профукали, в общем, отличный шанс сделать великое отечественное кино. Только и остаётся после просмотра, что чёткое понимание того, почему русским солдатом быть лучше, чем американским. Пока американский солдат уважительно отдаёт честь полковнику ФСБ в лице Анастасии Заворотнюк, простой русский солдат с плохо скрываемой радостью подсаживает её в вертолёт под попу.
Вердикт Кочерыжкина – очередной громоподобный заказной боевик, бездарно упускающий все шансы на величие.