Главная
>
Статьи
>
«Мёртвые дочери»

«Мёртвые дочери»

05.02.2007
15
Режиссёр: Павел Руминов
В ролях: Екатерина Щеглова, Артём Семакин, Никита Емшанов, Михаил Ефимов, Равшана Куркова, Дарья Чаруша
Продолжительность – 123 м


«Мёртвые дочери»

Кажется, пора уже завязывать с традицией цеплять к каждой отечественной попытке снять что-нибудь, хоть отдаленно напоминающее фильм ужасов, магическую приставку «первый российский». Может, хоть это поможет, и кто-нибудь снимет, наконец, не первый «российский», а первый нормальный ужастик. «Мёртвые дочери» Павла Руминова, на которых многие возлагали большие надежды, первым нормальным отечественным ужастиком, увы, не стали – как и не стали многим другим, чем их создатель явно намеревался их сделать.


«Мёртвые дочери»

Даже тем, кто особо не следит за состоянием текущего кинопроцесса, было трудно укрыться от настойчивого пиара «Дочерей». («Отправь смс и узнай тайну «Мёртвых дочерей»!) Тем же, кто следит, было куда более несладко. Вот хамская рекламная кампания фильма – «Любишь Бергмана? Смотри Дочерей». Вот режиссер Руминов в «Живом Журнале», разглагольствует об истинной природе кинематографа и прилежно документирует каждый чих, раздающийся на съемочной площадке «Дочерей». Вот режиссер Руминов на сайте kino-govno.ru, неистово и многословно спорит с его пользователями и мимоходом нарекает себя «русским Кубриком». Вот режиссер Руминов в программе «Детали» на СТС, вдохновенно заговаривает зубы Тине Канделаки. Той неуемной энергии, с которой режиссер-самоучка из Владивостока цементировал в массовом сознании своё творение, можно, конечно, позавидовать – однако при той плотности и агрессивности пиара, что вышла у Руминова, обратная волна дружного отторжения была практически неизбежна. Даже если бы у Руминова получился отличный фильм – чего тоже не случилось.


«Мёртвые дочери»

В «Мёртвых дочерях» есть три отлично придуманные смерти персонажей – но их ещё надо суметь разглядеть за бесконечным монтажным мельтешением. В «Мёртвых дочерях» также есть без шуток отменная финальная сцена – но к ней ещё надо продраться через два часа ритмической кататонии пополам с беспрестанно раскачивающейся камерой. Руминов, похоже, так и не сумел разобраться, что ему хотелось снять больше – мощный и впечатляющий фильм ужасов или созерцательное авторское кино. Попытка совместить одно с другим обернулась неудачей на обоих фронтах – Руминов, безусловно, человек талантливый, и в фильме хватает отличных придумок, завораживающих кадров и приятных сценок. Но в целом он – парадоксальным образом – практически невыносим.


«Мёртвые дочери»

И дело тут не только в монтажном мельтешении или беспрестанно качающейся камере (которые дико раздражают и сами по себе) – дело ещё и во внутреннем пространстве самого фильма, которое отказывается подчиняться какой-либо логике. Созданный в фильме мир отличается какой-то болезненностью – он то бесконечно долго зависает без единого движения, то вдруг начинает биться в конвульсиях. Существование мистики и тайны в этом холодном, выморочном мире кажется настоящим абсурдом. Если в случае с «Мёртвыми дочерьми» и есть хоть что-то уникальное, то вот что – практически впервые начинаешь испытывать некоторый энтузиазм по поводу грядущего голливудского римейка этого фильма. Может, в Голливуде это дело поручат какому-нибудь хваткому ремесленнику, который с радостью превратит эту историю в крепкое жанровое кино.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать