Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Книжки добрые любить и воспитанными быть

Книжки добрые любить и воспитанными быть

20.01.2010
7

Ознакомился тут с предметом живейшей общественной дискуссии — посмотрел по первому каналу одну серию «Школы», сделанной Валерией Гай Германикой. Ну, что сказать — браво, что ли.

Тут надо сразу оговориться — «браво» тут не столько за сам сериал с художественной точки зрения (об этом ниже); а за то, что Германика и правда умудрилась попасть в какой-то нерв. То есть, понятно, что и «Девочки», и «Все умрут, а я останусь» были все примерно про то же самое (и заметно более люто про то же самое) — и да, про них вроде бы копий немало сломано было в своё время. Но копья эти ломались в основном в очень узкоспециализированных сообществах всё-таки — и, как эти сообщества ни старались, на некий широкий народный пласт эти фильмы так и не вышли, хотя формально они были вроде бы как раз про него (про пласт, в смысле). А тут — первый канал, пять дней в неделю, 18-20, сразу после программы «Время», ух. И развернулось всё довольно отлично — интернет шумит (хотя его-то хлебом не корми, дай пошуметь), депутаты в гневе (хотя их тоже см. чуть выше), но и народ как-то всколыхнулся вроде бы не на шутку; с мест сообщают, что школьники в школах осуждают, в офисах люди, ранее не замеченные ни в каких околокультурных дискуссиях, спорят про «Школу» до хрипоты, на радио звонят с просьбами запретить, в общем, всё очень здорово.

Понятно, конечно, от чего шрапнелью задело практически всех в этот раз — при понятной ограниченности истинно народных тем (пионерлагерь, армия, зона, пьянство), лично на себе это пробовал всё-таки не каждый второй гражданин. А школа — это такой универсальный опыт, который во всех сидит, за исключением каких-то совсем не принимаемых в расчёт единиц. (Дико смешно в этом смысле, что Германика как раз из таких — говорят, училась дома). Ну, а дальше всё по классике — там, где есть опыт, есть и мнение; а в сериале специально всё устроено так, чтобы при сохранении отстранённой физиономии в болевые точки тыкнуть. Сработало, получается, на ура. Причём меня лично во всей истории с шумом вокруг «Школы» восхищает вот что — то, что эта система горячего общественного обсуждения, оказывается, никуда не делась вовсе. Последние несколько лет всё сильнее казалось, что телевизор давно перестал быть каким-то заметным раздражителем — ну, показывают там какую-то ересь, ну, становится эта ересь с каждым годом всё отборнее и запредельнее, ну и чёрт с ней. Ан нет, оказывается, ещё можно всех зацепить через ящик — надо просто с умом к вопросу подойти.

Ну, и давайте про художественность заодно — я, посмотрев одну серию, понял, что больше смотреть не буду. Не потому, что плохо сделано, нет — наоборот, сделано там всё правильно, сквозные мотивы продёрнуты очень грамотно и красиво; но меня это-то и насторожило. Понятно, что в сериалах многое на чистой сюжетной механике держаться должно, чтобы зритель не уставал за добавкой возвращаться (идеальный пример такого подхода — «Lost»); но когда эта механика в глаза лезет (как в том же «Lost», кстати), мне сразу неинтересно делается. Хотя по антуражу отлично — всё такое как будто пылью немного присыпанное, унылое, но настоящее, живое.

С.М.

 

Рекомендуем почитать