Главная
>
Статьи
>
Про любоff

Про любоff

01.10.2010
27

Про любoffРежиссер — Ольга Субботина
В ролях: Федор Бондарчук, Оксана Фандера, Ольга Сутулова, Мария Машкова, Евгений Стычкин, Анна Старшенбаум, Юозас Будрайтис
Продолжительность — 106 мин

Ну всё, процесс пошёл — новое русское кино радостно встретилось с новой русской литературой, и они немедленно слились в долгом чувственном поцелуе. «Про любоff» — экранизация романа Оксаны Робски; считайте это предупреждением в стиле «Кто не спрятался, я не виноват».

Если у первоисточника Робски (вы не поверите, но я читал) и имелись какие-то серьёзные достоинства, то они были, скажем так, не самого очевидного толка. Ни в сюжете (мелкий московский олигарх съедает романтично настроенную девушку-филолога из понаехавших; тоже мне новости), ни в предположительно умной структуре романа (повторить одну историю дважды, поочередно передавая микрофон двум главным её фигурантам — боже, срочно звоним Нобелю, we have a winner!) искать их не стоило.

Скорее, к ним можно было отнести разреженный, минималистичный язык Робски и острый нюх писательницы на разные фоновые подробности жизни рублевского общества. Благодаря этим особенностям роман «Про любoff/on» (кто бы ещё помог перевести в положение «off» тот рычажок, что управляет страстью новых русских писателей к неловким двуязычным каламбурам) превращался из трепетной мелодрамы в больничную карту с диагнозом.

Говоря иначе, пересказывать содержание этой книжки в движущихся картинках было затеей слегка странноватой — одно неловкое движение на туго натянутом канате сложной авторской интонации, и привет, кверх ногами грохнешься в банальное телевизионное мыло.

Режиссер Ольга Субботина, кажется, понимает это хрупкое равновесие книги; но как воспроизвести его в собственном фильме, однако, понимает не очень. Для острого очерка нравов ей банально не хватает зла; собственные героини, и дурочка-филологиня, и куда более трагическая рублевская жена Оксаны Фандеры, разворачивающаяся во второй половине в самый значимый местный персонаж, Субботиной слишком очевидно симпатичны, так чисто по-женски, из солидарности. Для чистосердечной же мелодрамы навзрыд «Про любоff» слишком уж регулярно утыкается в такие черты и поступки героев, что искренне беспокоиться об успехах их амурных дел кажется предельно странной идеей. Всё равно что переживать, как там дела с мужем у продавщицы в ближайшем сельпо, не упускающей ни одного случая вас обвесить.

То есть, там, где можно было сказать внятное «А» или чёткое «Б», у фильма «Про любоff» получается только растерянно и невнятно мычать. И, казалось бы, бог с ним — но есть одно «но», и зовут это «но» Оксана Фандера. Уже не первый раз Фандера проявляет готовность и, что важнее, способность по-настоящему пылать в главной роли в такой вот чувственной мелодраме — а ей опять вместо полноценного драматического костра выдают набор тлеющих головёшек. Ну да, в результате она на голову лучше всех остальных, но это слабое утешение — при такой разнице мастерства и материала велика опасность банально перегореть. Кто-нибудь, скорее, напишите госпоже Фандере мощное кино с бенефисом — это нужно всем, и ей, и нам, и всему миру прекрасного, доброго и вечного, что ещё живо вокруг нас.

Вердикт Кочерыжкина — слабовольная рублевская мелодрама, так и не определившаяся, кем она хочет стать, когда вырастет

Рекомендуем почитать