Очередная порция литературного попкорна от одного из самых популярных писателей России подоспела вскоре после очередного явления Джеймса Бонда, но задолго до очередного сезона «Шерлока». Сыщик Эраст Фандорин, русский детектив с повадками японского ниндзя и манерами лондонского денди, вряд ли будет скучать в одиночестве — книжка о его новых похождениях уже успела стать бестселлером. Найдется ли злодей, который остановит поступь этого героя бумажного мейнстрима?
Фандорин — конечно, не вечно молодой Бонд: ему уже под шестьдесят, на висках серебрится седина, а где-то на горизонте нелюбимая гражданская жена куражится с молодыми ухажерами. Однако он до сих пор бодро носится по городским улицам, устраивает гонки на катерах посреди полыхающего нефтяного залива, палит без промаха из револьвера и убивает врагов голыми руками. На сей раз его противник принадлежит к красной когорте — это «личный представитель большевистского вождя Ленина и сообщник кавказского боевика "Кобы"», неуловимый террорист-снайпер, личность в высшей степени схематичная, но оттого не менее инфернальная. Место действия — город Баку, нефтяная столица Российской империи, где, не прекращаясь, идут промышленные, дипломатические и криминальные войны. Набор персонажей также типичен для «фандорианы»: криворожие бандиты, ходячие денежные мешки, влюбленные красотки, иностранные шпионы и продажные жандармы; разве что японского слугу по уважительной причине подменяет неуклюжий азербайджанский разбойник.
Главный герой, не утратив прыти, с возрастом стал ощутимо зануднее. Теперь, следуя одной из японских практик, он ведет дневник, в который заносит, во-первых, интересные этнографические факты, во-вторых, — свои умные мысли, и, в-третьих — планы намечаемых действий. С последним всё ясно — эти записи нужны для того, чтобы их регулярно тайком читали коварные злодеи и устраивали свои коварные засады; первое и второе — по всей видимости, дань общественным трендам, пламенный привет Акунина нынешним графоманам-блогерам, которые составляют некоторый сегмент его платежеспособной аудитории.
«Пошлой мелодрамой с ориентальным колоритом» в какой-то момент называет сам Эраст Петрович происходящие события, и с отставным статским советником трудно не согласиться — разве что беготни с потасовками в этой мелодраме немногим более чем достаточно. Богатая черным золотом земля дает возможность автору взрастить на ней множество неприятных личностей, которые в условиях типично азиатских нравов не чураются решать свою проблемы самым простым способом — ножом и пистолетом; на фоне экзотического российского «Дикого Востока» такие разборки выглядят и уместно, и эффектно. Карусель, где расселись все эти персонажи (в компании похищенных жен и всяких там кинематографистов-евнухов-стачечников), Акунин мощными рывками отправляет в бесконечную круговерть; при этом он ловко играет на нашем ожидании «чего-то особенного», и потому бесконечно длит интригу, с некоторой ленцой забрасывая читателей ложными концовками. Однако в четырнадцатый (кажется) раз обозревать один и тот же клочок пространства поднадоело, сказываются естественные рефлексы, да и руки за гриву пластмассовой лошадки уже держатся с трудом. Возможно поэтому эффектный размашистый штрих, которым заканчивается роман, воспринимается с облегчением.
Единственное, что вызывает в «Черном городе» искреннее восхищение — это то, как смело Акунин обращается с темой национального противостояния армян и мусульманского населения этого региона. Его искренние попытки разобраться с причинами неприязни двух народов друг к другу и к русским пришельцам, проделываемые без какого-то особого почтения к религии и воинствующему космополитизму — самое замечательное в книге, замечать в которой больше, в сущности, нечего.
«Аристономия», Борис Акунин, Григорий Чхартишвили
«Эраст Фандорин», РАМТ, гастроли
Шпион«Смерть на брудершафт. Батальон ангелов. Фильма девятая-десятая», Борис Акунин
«Весь мир театр», Борис Акунин
Смерть на брудершафт, Борис Акунин