По старой доброй традиции, согласно которой принято взвешивать, оценивать и раскладывать по полочкам свои впечатления от ушедшего года, спешим поделиться с вами итогами концертной жизни нашего города в 2012 году. Так как о концертах пишут сразу два автора — Богдан Богданов и Сергей Мезенов, то и мнения, соответственно, будут от них обоих. Да, если кто-то пропустил другие культурные итоги: вот лучшая музыка, а вот любимые (и не только!) фильмы минувшего года.
Итак, сводный топ самых-самых концертов года:
Самый впечатляющий
Богдан Богданов:
Акустический концерт «Сплина» в Красноярском музыкальном театре
Многие любители современного (хотя, скорее, уже полуклассического) русского рока скажут, что группа «Сплин» уже давно не та, мол, опопсела, да и хитов не пишет уже лет 10. Ну, если не считать очень удачного песенного воплощения стихотворения Маяковского «Лиличка». Но все эти критические замечания если и справедливы, то только по отношению к их последним номерным альбомам или традиционным (в смысле набора инструментов) концертам. Другое дело — акустическая программа: даже всем известные вещи звучали столь интимно, тепло и уютно, что волей-неволей возникал вопрос: зачем им вообще когда-то понадобились электрогитары?
Первыми местами делиться вроде бы не принято, но нельзя не упомянуть инди-рокеров из Екатеринбурга — группу «Сансара». Причем в нашем топе они отметились два раза; относительно второй их номинации выскажется Сергей Мезенов, а здесь я буду краток: мощно, сексуально и просто потрясающе. Если они к нам ещё раз приедут, ни в коем случае не пропускайте!
Сергей Мезенов:
Bambino на фестивале «Мир Сибири»
Африканский коллектив пустынного блюза Bambino открывал первый гостевой день обновленного фестиваля в Шушенском, теперь называемого «Мир Сибири» — и открыл так, что, в общем, можно было после окончания его выступления собирать вещи; дважды такого на одном фестивале не бывает. Во всех хороших концертах бывает такой момент, когда разум ненадолго отключается, оставляя тебя наедине с музыкой — так вот в случае Bambino я совершенно не помню в буквальном смысле всю вторую половину концерта.
Самый массовый
Богдан Богданов:
Лара Фабиан во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина
Здесь вне конкуренции иностранная звезда Лара Фабиан. Другим артистам соревноваться (разумеется, по критерию массовости) с ней сложно: концерт проходил во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина, что в сочетании с популярностью Фабиан привело к аншлагу, которому позавидовал бы если не Стас Михайлов, то уж по крайней мере Филипп Киркоров. Отдельно стоит сказать о баталиях, развернувшихся в комментариях к отзыву о концерте. Впрочем, они так и не прояснили главный вопрос: по какому поводу чаще всего льёт слёзы на сцене эта замечательная певица.
Сергей Мезенов:
Долгожданный клубный концерт «Ленинграда», в принципе, не мог вызвать иной реакции со стороны красноярской публики — сразу понятно было, что на «Ленинград» придут сразу все, даже те, кто никогда вообще не ходит на концерты. Но всё равно было немного неожиданно стоять, как в трамвае в час пик. Впрочем, поговаривают, что на Гарике Сукачёве обычно дела обстоят ещё хуже.
Самый недооцененный
Сергей Мезенов:
Екатеринбургская группа «Сансара» дала в ноябре в Loft’е такой концерт, после которого обычно музыкантов немедленно записывают всей толпой в рок-звёзды и начинают торжественно носить на руках. Жаль только, что свидетелями этого поистине могучего и завораживающего зрелища стало всего несколько десятков человек. Зато все они гарантированно ушли из Loft’а заметно счастливее, чем приходили.
Самый странный
Богдан Богданов:
Сергей «Паук» Троицкий в клубе «Depo»
В принципе, музыканты, занимающиеся политикой, уже давно никого и ничем не удивляют, взять тех же Шевчука или Макаревича, но скрещивать в столь сюрреалистичном виде музыку и свои воззрения на переустройство общества может только Сергей «Паук» Троицкий. Трудно представить себе среднестатистического поклонника Троицкого в отрыве от группы «Коррозия металла», но, тем не менее, зрители на «перформансе» присутствовали и иногда даже смеялись; как мне кажется, не столько шуткам, сколько бесконечным «например» и «допустим», из которых в основном и состоят речи «Паука».
Сергей Мезенов:
Plaistow в Малом зале Филармонии
За то космическое звуковое путешествие, что устроило нам в Малом зале швейцарское трио минималистского джаза Plaistow, хотелось бы поблагодарить лично Бориса Бородушкина, без чьей неутомимой энергии ничего этого в Красноярске не было бы.
Разочарование года
Богдан Богданов:
Можно не любить поп-музыку, но, по крайней мере, на отдельных её представительниц приятно посмотреть. Некоторые сообразительные мужчины просто выключают звук и наслаждаются видеорядом. В случае с ТВ-трансляцией сделать это можно одним кликом на пульте, а вот на концерте, как не зажимай уши, всё равно придётся слушать, как вариант — просто сбежать, но в случае с Верой Брежневой сделать это было сложно — мешал плотный ряд поклонников. Пришлось слушать ужасную «фанеру» и наслаждаться хореографией танцовщиц, выучивших примерно два с половиной движения. У нас нет отдельной номинации «самый худший сценический костюм», но если вы всё ещё сомневаетесь, что Брежнева её достойна, просто посмотрите фрагмент выступления на YouTube. Если что, я вас предупреждал!
Сергей Мезенов:
«Маша и медведи» на фестивале Red Rocks
Странное дело — всего за полгода до этого концерта, выступая на дне рождения «Эры» в декабре 2011, «Маша и медведи» звучали чётко, слаженно и невероятно энергично. На Red Rocks же это было жуткое испытание не только для ушей (группа буквально играла кто в лес, кто по дрова — инструменты как будто звучали каждый сам по себе), но и для в целом теплых чувств в адрес группы и большинства их песен.
И бонусом — несколько запомнившихся (но не попавших ни в одну из номинаций) концертов: The Ocean в «Эре», «Браво» в Loft’е, Федоров и Волков в Малом зале Филармонии, «Мегаполис» в Большом зале филармонии, Neurosis в HMV Forum, London.
Богдан Богданов и Сергей Мезенов