Министра здравоохранения Красноярского края сложно упрекнуть в непрофессионализме. Как с точки зрения клинической работы (Вадим Янин почти 10 лет отработал терапевтом в городской больнице Норильска), так и с управленческой — на должности «главного по медицине» он уже 5 лет. В интервью Newslab.ru Вадим Янин рассказал о последних достижениях и планах краевой медицины, о спорных решениях федерального правительства и о том, почему сегодня пациента правильнее все же называть «клиентом».
Что у нас болит
Правда ли, что минздрав края в нашем правительстве скорее хвалят, чем ругают?
Почитайте местную прессу, там написано, что после всех коррупционных скандалов я — первый претендент на вылет (смеется) как глава самого проблемного министерства — и в глазах врачебного сообщества, и с позиции сообщества пациентского. В чем-то я с этой позицией согласен...
А в чем именно?
Понимаете, какое дело. Успешность — штука довольно опасная. Можно ли добиться, чтобы каждый был доволен здравоохранением? Вряд ли. Всегда кто-то будет недоволен. А почему? Потому что государственная система — это некое усреднение возможностей и не более того. Это частная медицинская система может позволить себе подстроиться под любые желания людей — за счет денег.
То есть вы ориентируетесь на среднего потребителя медицинских услуг?
Да, на массового, прежде всего. Что такое система здравоохранения на сегодняшний день в Красноярском крае? Это 212 лечебных учреждений, которые занимаются пациентами. Это 70 тысяч медицинских работников. Услугами пользуются фактически все жители края. 28 миллионов посещений поликлиник в год! 500 тысяч госпитализаций в год... И миллион вызовов скорой помощи. Это наша статистика. Добиться успехов в каждом случае —крайне сложное дело, но к этому нужно стремиться. Но пока мы не имеем понятия о клиентоориентированной медицине.
Но ведь нельзя же сказать, что наша медицинская система безнадежна?
Вы правы, определенные успехи есть. За прошедшие два года из федерального бюджета в наше краевое здравоохранение было вложено больше 10 миллиардов рублей. Мы построили Сердечно-сосудистый центр, Перинатальный центр, скоро достроим Онкоцентр, я убежден. Как бы нас не ругали, мы провели ремонты в лечебных учреждениях. Еще раз извинюсь перед всеми — но у нас не получится закрыть краевую больницу на ремонт целиком, это просто невозможно по разным причинам. Теперь нужно, чтобы система функционировала как часы — но до этого еще далеко.
Вы говорите о перестройке сознания медработников?
Прежде всего, мы должны научиться работать по-другому, потому что кадровый риск для нас теперь будет являться доминирующим. Если посмотреть по нормативам — кадров не хватает просто катастрофически, дефицит не менее 50% на сегодняшний день. Те специалисты, которые придут в практику в 2019-2020 годах, уже учатся в нашем медуниверситете. Их 600 человек. И больше не станет. Это не повод посыпать голову пеплом, но повод задуматься, как должна быть организована медицинская помощь в этих условиях.
И какие есть идеи?
Увеличивать набор в медуниверситет нельзя — нам не нужны плохие врачи. Значит, надо пользоваться услугами той когорты врачей, которая есть на сегодняшний день. Их работу нужно перестраивать — вероятно, по западному типу. В Европе и Америке количество практикующих врачей на душу населения равно или даже меньше, чем у нас. Интенсивность работы, конечно, при этом станет выше, чудес ведь не бывает.
Отрицательная обратная связь
Получаете ли вы отклики о своей работе от пациентов?
Конечно. По количеству жалоб мы тоже на первом месте (улыбается). И благодарности бывают... Большинство жалоб — на тему лекарственного обеспечения, стиль такой: «Я хотел бы препарат А, а мне выписывают препарат Б». Но даже я, как министр, в этом отношении не могу защитить пациентов, потому что существует федеральное законодательство. Абсурдно это или нет — я даже обсуждать не хочу, столько копий было сломано уже. Часть приходящих к нам жалоб — в духе «хочу инвалидность первой группы». Но, опять же, есть показания, и есть федеральное законодательство, которому мы следуем. Конечно, больше всего меня беспокоят жалобы на грубость.
А что можно сделать с грубостью персонала в больницах?
Это сложная тема, она скорее уходит в сторону общественной философии и касается не только вопросов здравоохранения. На мой взгляд, это общая болезнь жителей нашей страны, просто в медицине грубость особенно задевает. Когда человек уже утомлен болезнью, а ему вдруг отказывают в помощи, причем в обидной форме — это ужасно. Поэтому, как мне кажется, медики — именно та среда, где стоит начинать такую перестройку. Все-таки нас специально обучают милосердию... по крайней мере, должны обучать.
Медицина поликлиническая
Совсем недавно появилась информация о введении новых правил оказания платных медицинских услуг в поликлиниках. Но не очень понятно, в чем эта новизна.
Само постановление было принято по инициативе министра экономики РФ, и, на мой взгляд, представляет собой все-таки некий шаг назад. Закон говорит, что оказание платных услуг — сугубо рыночная система, и если раньше для их осуществления было необходимо разрешение собственника — то есть министерства, или управления, или муниципалитета, то сейчас такого правила нет, и любое учреждение может оказывать платные услуги. Собственником определяется только вопрос стоимости. Для платных услуг теперь придумали новый термин — «лечение за пределами программы госгарантий». То есть — когда, к примеру, человек хочет прийти в поликлинику не в стандартное время приема, а, скажем, в выходной день. Сюда же относятся всевозможные спецосмотры и анонимное лечение. Моя личная позиция — не наращивать объемы платных услуг. Нужно вначале научиться качественно оказывать помощь бесплатно, а уж потом переходить при появлении необходимости на платные услуги.
А что с очередями в поликлинику? Меньше стало людей после введения системы электронных очередей?
В принципе — меньше. Стратегическими в этой системе являются Красноярск и наиболее крупные города. Удача зависит от наблюдения главного врача, от его команды на местах. К примеру, можно разобраться, кто ходит в поликлинику часто и зачем, кто ходит к каким специалистам и почему. Мы так проанализировали поводы для обращений, и практически в 40% случаев это обращения за выпиской лекарственных средств. И способ, и повод для обращения нужно в этих случаях преобразовывать во что-то иное. Например, если мы понимаем, что у человека стабильное состояние — зачем ему к врачу приходить каждый месяц? Пускай ему раз в 3 месяца выписывают рецепт, а он будет заниматься самоконтролем.
Введение общих врачебных практик помогло бы решить проблему с нехваткой узких специалистов?
Да, вполне вероятно! Но здесь уже особые требования к врачу — нужно быть человеком увлеченным. Доктор должен осваивать другие специальности, ориентироваться в новых технологиях, быть в целом эрудированным человеком... На самом деле, система ОВП здорово сберегает ресурсы. У нас ведь пока психология такая — у меня заболел нос — пойду к ЛОРу. А ведь причина может быть и другая. Пока эта система тоже трудно приживается — что попасть к узкому специалисту можно только через терапевта. Как вы понимаете, в медицине — только длинные тренды. Но у нас нет и не будет другого рецепта из-за дефицита кадров.
А вовлечение частных клиник в государственную систему — то, что они начали обслуживать по полисам ОМС, — на ваш взгляд, эти системы вполне совместимы? У врачей частных и государственных ведь несколько разное отношение к пациенту...
Да, я сам говорил, что эти подходы могут отличаться: когда индивидуальный подход и общий. Но здесь ведь мы частнику предлагаем за его индивидуальный подход наши средние деньги. И он на это соглашается. Стандарт оказания помощи при этом, конечно, должен быть один. В большей степени мы пользуемся у частников в Красноярском крае покупкой услуг: томографиями, лабораторными услугами, УЗИ и так далее. И в этом отношении — западная медицина всегда развивалась как бизнес — это не социальная услуга, как в нашей стране. Она формируется и развивается по законам бизнеса.
Ходят слухи, что в Красноярске скоро появится новая городская детская больница. Это правда?
Правда. В этой сфере много проблем. У нас несколько учреждений, которые оказывают детям медицинскую помощь в городе и в крае. Конечно, хотелось бы собрать кадры в одном месте и сделать нормальные условия для лечения. Поэтому сейчас такой проект есть. Уже объявлен конкурс на проектно-сметную документацию, располагаться эта больница будет, как мы надеемся, возле федерального кардиоцентра. Все наши специалисты-педиатры соучаствуют в реализации этого проекта. И я надеюсь, что через год все будет готово, чтобы мы уже решали: войти в федеральную программу либо строить больницу за счет собственных средств. В новой больнице будет хирургия, соматика и инфекция. Последнее — очень важно, потому что нареканий по поводу инфекционных стационаров на сегодняшний день от горожан очень много. Создать условия пребывания матери и ребенка вместе в нынешних условиях больниц крайне сложно. Поэтому мы считаем это приоритетным направлением.
Врачи против фармакологов
Полгода назад у нас ограничили продажу кодеинсодержащих препаратов. Есть ли результат от таких мер?
Конечно. Мы контролируем продажу этих лекарственных средств, ее объем упал на 80%. Наши коллеги из госнаркоконтроля фиксируют резкое снижение продажи «крокодила». Поэтому я считаю, что не надо было бояться, надо было принимать решение раньше. Не стоили те деньги, те прибыли от продажи этих препаратов сотней жизней, которые ушли за эти годы.
А что вы можете сказать по поводу ужесточения общения врачей с фармкомпаниями? Ведь теперь нужно ждать, что последние будут пытаться лоббировать свои интересы посредством сотрудников аптек?
Да, к сожалению, ситуация сложилась непростая. Но медицинское и фармацевтическое сообщества сами виноваты в том, что случилось. И теперь мы, управленцы, начинаем искать непопулярные методы для приведения всех в чувство. Уж слишком много торга было, слишком много лоббирования было и некрасивых ситуаций. Так что медикам нужно собираться с мыслями и, раз уж такой приказ сделали, доказывать, что мы можем быть и лучше.
Ну и напоследок. Есть вероятность, что вернетесь в практическое здравоохранение?
Я этого точно не боюсь.
Ольга Дарсавелидзе, интернет-газета Newslab.ru
Блог о медицине: По следам интервью с министром