Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Цена рецептурного бланка

Цена рецептурного бланка

22.06.2011
3

Помните недавнюю новость, когда наш министр здравоохранения поднял вопрос о контактах главных врачей (и просто врачей) с медицинскими представителями? Сколько под ней было оставлено жизненных комментариев о том, что нет и не может быть веры врачам, которые выписывают рецепты на «фирменных бланках» и объясняют, в какой аптеке покупать лекарства!

Конечно, такое возмущение пациентов вполне естественно. Любой визит к врачу подразумевает два процесса — диагностику и лечение. Какие-то коммерческие нотки могут звучать и там, и там: для лучшей диагностики доктор может порекомендовать конкретный УЗИ-кабинет или частную лабораторию, а для лучшего лечения — конкретный препарат или конкретную аптеку. Любой невольно ощутит себя денежным мешочком, который хитрые медики решили передавать по кругу. «Только увижу у врача на столе ручки с эмблемами фармацевтических компаний — сразу перестаю ему доверять», — сетуют некоторые пациенты. Что уж говорить о рецептурных бланках, на которых заранее заботливо напечатано лекарство — с дозировкой и режимом применения...

А вот какую запись прочитала я сегодня на одном врачебном форуме:

«Кто-то сотрудничает с фармфирмами? Ко мне пару раз приходили, предлагали то ли 5%, то ли 0,5% от продажи... Схема простая, лечишь, как и раньше лечил, только рецепты пишешь на их бланках и ориентируешь по их адресам... Я, конечно, в грубой форме отказался. Но вчера выпиваю коньяк у коллеги, смотрю — телевизор новый. Большой такой, красивый. Откуда? Да аптека подарила... Разговорились. Доктор объясняет: даже рта не раскрываю, просто даю рецепт на их бланках — аптечная сеть большая (Вита), один фиг там покупать будут. А не там — все равно. За год капает немало. Одному доктору вообще — кроме прочего — ежегодно фармфирма оплачивает заграничный отдых, причем, вместе с семьей... Вот и думай, гордым быть или в Египет на халяву слетать»

Вот он, драматический сюжет, на котором хороший литератор мог бы построить повествование об искушении души русского интеллигента! Тем временем, такие вопросы друг другу (или сами себе) врачи задают наяву. Интересно, какой выбор бы в этой ситуации сделал бы читатель, представив себя на месте врача?

Ясно и то, что рядовым врачам фармацевтические представители редко сулят заграничные поездки или дорогие подарки. Обычно все ограничивается дешевенькими ручками, блокнотиками и прочей сувенирной атрибутикой. Помимо этого, фармпреды предоставляют информацию о своем лекарстве, что для врача, не имеющего привычки самостоятельно повышать свою образованность, является немаловажным фактором. Другое дело, что любое описание препарата включает в себя рекламу, и выделить существенные плюсы и минусы его применения сможет только грамотный специалист. А такие, как правило, и без участия фармпредставителей стараются быть в курсе всего, что происходит на лекарственном рынке.

Другое дело — главные врачи и доктора, «отягощенные» степенями или какими-то внушительными званиями, специалисты, часто являющиеся экспертами для прессы, выступающие на конференциях и циклах повышения квалификации своих коллег. Помню, как на одной лекции известный в нашем городе врач-фармаколог рассказала занятную историю про то, как фармацевтическая компания предложила платить ей по тысяче рублей в месяц (а дело было несколько лет назад) за то лишь, чтобы эта врач прикрепила к своим ключам брелок с эмблемой этой фирмы. Фармацевтические корпорации охотно спонсируют поездки на конференции, визиты приглашенных специалистов, фуршеты в рамках каких-то медицинских мероприятий. Как правило, в основе этих трат лежит договоренность с кем-то из врачей-организаторов. Продавать душу дьяволу за такое сотрудничество не нужно — нужно только в меру своих сил назначать (и рекомендовать назначать) конкретные препараты.

Удручает, когда в тексте какой-нибудь рекламной акции, предложенной фармацевтической компанией, встречаешь комментарии какого-то известного профессора со знакомой фамилией... Ведь вряд ли тот «откат», который он получает за участие в подобных делах, ему жизненно необходим — в силу маленькой зарплаты или недовольства своим положением в обществе. И пускай эти лекарства могут быть действительно лучше прочих — торговля именем, так или иначе, всегда убивает чувство уважения к специалисту.

Нет, не стоит, на мой взгляд, с заведомым недоверием относиться к врачам, использующим фирменные бланки и ручки от фармацевтических компаний. Во-первых, всю эту атрибутику раздают и на конференциях. А во-вторых, многие врачи сознательно пропагандируют только те лекарства, эффект от которых действительно есть. Если вам претит ситуация, когда доктор выдает вам уже готовые бланки — спросите его об альтернативных препаратах. Можете сослаться на то, что привыкли покупать лекарства в дешевой интернет-аптеке, где не очень широкий ассортимент товаров (кстати, это и правда хороший вариант). Если врач даст какие-то комментарии (даже в пользу назначенного препарата) — значит, рекомендует он его, как минимум, осознанно. Если же рекомендации категоричны — стоит задуматься о поисках другого доктора.

Ольга Дарсавелидзе

Рекомендуем почитать