Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Сквозь формализм

Сквозь формализм

11.01.2013
21

Вчера была в оптическом салоне, покупала линзы. Это сетевое учреждение — раньше в течение нескольких лет обращалась в их офис на Взлетке, а теперь впервые оказалась в центре. Врач, принимавшая меня, проверила зрение и принесла флаконы с линзами. И говорит — вообще-то мы за первичный прием берем 600 рублей, но это, мол, с обучением (как правильно надевать и снимать линзы), а поскольку вы умеете, давайте я вам напишу в квитанции 400 рублей, как будто вы у нас уже были.

И у меня сразу двойственное чувство. С одной стороны — хочется «спасибо» сказать, сэкономила тетенька мне немножко денег. С другой стороны — абсурд ведь. Во-первых, я уже много лет хожу в их салон, какой же это первичный прием. Во-вторых, я вообще не на прием собиралась прийти, просто проверить зрение и купить линзы, мне консультация вся эта как бы и не нужна была. С третьей — понятно ведь, что не врач все эти прейскуранты придумала, просто она по-человечески попыталась рассудить...

До этого случая тоже бывало: придешь к узкому специалисту впервые — просто разобраться с каким-то странным симптомом. Заранее на сайте клиники посмотришь цену приема. А тебе — помимо самого осмотра — тут же еще какие-то анализы возьмут, через какой-то хитрый аппарат посмотрят и вжжжик — стоимость визита вырастает раза в четыре. И врач еще так виновато в конце говорит тихонько: «Вы не обращайте внимания, я вам тут кое-какие манипуляции записала как повторные, чтоб подешевле было». А ты скрипишь зубами, выкладывая наличку из кошелька, и тоже не знаешь, благодарить врачей частных за человеческое отношение «сквозь систему» или ругаться, что без тебя все решили — касательно объема оказанных услуг.

Как-то по-дурацки все. Получается, что врач, пытаясь поставить диагноз, должен в процессе осмотра каждую минуту переспрашивать: «А можно я возьму у вас вот этот анализ?» или «Я сейчас вам в уши загляну, но вам за это придется еще 150 рублей по прейскуранту заплатить... за каждое ухо». И почему, собственно, он должен чувствовать себя виноватым или скованным, пациент же сам добровольно пришел в частную клинику, вот пусть и платит...

Система такого вот формализованного до предела обслуживания, на мой взгляд, в корне меняет исторически сложившиеся отношения врача и пациента — с патерналистской модели на контрактную, а то и вовсе на инженерную. Ну, словно вы не в больнице, а в автосалоне: платишь и за человекочасы и за запчасти. В этом смысле государственную медицину сложнее упрекнуть в жажде наживы — по большей части там все заинтересованы, чтобы пациент поскорее излечился и перестал занимать койку и расходовать лекарственные препараты (даже если это всего лишь физраствор).

Именно поэтому далеко не все врачи идут работать в частную медицину. Мой одногруппник, работавший в одной клинике в качестве инфекциониста, рассказывал, что его невыносимо раздражало некое правило, согласно которому нельзя было на первичном приеме говорить больному диагноз, даже если тот был очевиден. «Я вижу — герпетическая инфекция. Но нет же, надо написать кучу направлений в дружественную лабораторию, а потом и ко мне на повторный прием. А как же? Иначе он сдаст всего один анализ сам, а потом в интернете почитает, какой мазью лечиться. А нас потом директор клиники на планерке отчитывает за каждого „невозвращенца“...».

В свете этого оптимальной видится все же страховая медицина, наподобие обслуживания по полису ДМС. Чтобы, с одной стороны, врач был освобожден от необходимости детально объяснять больному целесообразность каждой манипуляции и извиняться за стоимость лечения, а с другой стороны, пациент был бы спокоен в отношении объема оказанной помощи — ведь в случае чего клинику возьмет в клещи уже страховая компания, эксперты которой зададут правомерные вопросы медикам.

А что вы думаете о частной медицине в нашей стране?

Ольга Дарсавелидзе

Рекомендуем почитать