В субботу зазвали в «Киномакс» на премьерный показ «Метро», нового русского фильма-катастрофы, действие которого происходит в московском метро. С жанровыми фильмами в России традиционно дело швах, да и фильмография режиссера Мегердичева («Бой с тенью-2», «Темный мир») как-то не настраивала на радужный лад. Тем приятнее был сюрприз — абсолютно адекватное кино.
«Метро» сделано не то чтобы сильно удивительно, но как-то на редкость крепко и по правилам. Первые полчаса нас красиво знакомят со всеми будущими героями — чтобы, понятно, было за кого переживать, когда начнётся. Когда начинается же, сделано так, что местами забываешь дышать — изначальная катастрофа прямо отличная (хотя и не без пижонского slo-mo), потом по мере событий есть ещё как минимум несколько сцен, когда прямо обо всём на свете забываешь. Написано тоже очень адекватно — хорошие человеческие диалоги, понятные человеческие драмы, у большинства героев есть как моменты трагедии, так и моменты триумфов, точечно отмеченные снайперскими репликами (вроде вынесенной в заглавие шуточки и момента про сборную гандбола — в этом месте накрученный по самую маковку зал не сдержался и нестройно захлопал).
Местами ребята, конечно, бесстыдно пережимают с мелодрамой — но, на самом деле, ничуть не хуже, чем их испанский коллега в схожем по тематике «Невозможном». Ну, и есть подозрение, что, похудев минут на 15-20, «Метро» стало бы только краше — там правда в какой-то момент возникает желание взмолиться уже о пощаде, мол, прекратите, хватит, не надо уже больше новых опасностей. Впрочем, где именно эти минут 15-20 отрезать — чёрт его знает.
В любом случае, перед нами не шедевр, но абсолютно адекватный жанровый фильм — красивый, интересный, страшный, пробирающий, эмоциональный. Реалистичный, кстати — катастрофа тут вписана в моментально узнаваемую российскую действительность. Полифоничный — повествование тут охватывает не только героев, оказавшихся в злополучном поезде, но и попытки властей отреагировать на сложившуюся ситуацию, и отправляющихся в тоннель спасателей, и работающих на месте катастрофы телевизионщиков, и много кого ещё. И Мегердичев никого не теряет в сутолоке, всем даёт высказаться, проявить себя. В общем, это именно оно — то самое большое российское кино, за которое ни капельки не стыдно.
Сергей Мезенов