Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Красноярская музейная биеннале: краткий гид

Красноярская музейная биеннале: краткий гид

03.09.2013
7

4 сентября в Красноярске стартует X музейная биеннале — крупнейшее арт-событие на территории края за последние два года. Тема биеннале на этот раз звучит как «Любовь пространства» — красноярские музейщики, побывавшие «Во глубине» и изучившие «Даль», решили вывести свои отношения с широтами и долготами на новый уровень.

Тема биеннале на этот раз звучит как «Любовь пространства»Участие в биеннале, которая продлится до 4 ноября этого года, примут около 40 художников из России, Франции, Нидерландов, Германии, Польши, Швейцарии и США. Кроме того, к событию подключатся свыше 15 музеев из региона края. Мы составили краткую схему вторжения современного искусства в городское пространство.

Что смотреть

В этом году объекты для экспозиционной программы биеннале создадут 30 художников — и некоторые из них, как, например, Андрей Бартенев, красноярцам хорошо знакомы. Проект для «Любви пространства» также подготовил другой завсегдатай Красноярского музейного центра — дизайнер Андрей Логвин, нарисовавший в свое время на стене музея знаменитых черных человечков. В биеннале участвуют и красноярцы — Виктор Сачивко, Вадим Марьясов, Александр Суриков, Андрей Исаев и куратор мероприятия Сергей Ковалевский.

Кроме того, для создания проектов на биеннале часть художников отправилась в экспедиции по территории края. Например, известный фотограф Александр Гронский поехал в Норильск наблюдать полярный день, а голландский режиссер Бен ван Лисхаут — в Северо-Енисейск, повторяя маршрут знаменитого полярника Фритьофа Нансена. В этом году исполняется ровно сто лет с тех пор, как Нансен побывал в Красноярске и его окрестностях; Лисхаут, отправившийся по следам исследователя, намерен снять фильм о его экспедиции. Подобный опыт у голландца уже был — в 2011 году он срежиссировал картину «Инвентаризация Родины» по сюжетам снимков Сергея Прокудина-Горского, пионера русской цветной фотографии. В рамках красноярской биеннале, напомним, состоится российская премьера этого фильма. Это, кстати, не единственная кинопремьера в КМЦ — там также покажут документальный фильм известного режиссера Вима Вендерса «Если бы здания могли говорить», посвященный музею Гуггенхайма.

Трейлер к фильму «Инвентаризация Родины».

В более теплую местность отправился польский художник Роберт Кушмировский. Осмыслять свои отношения с российским пространством художник ездил в посёлок Унгут, куда когда-то была сослана его бабушка. А российская художница Наталья Першина-Якиманская из петербургской арт-группы «Фабрика найденных одежд» уехала на юг края, в посёлок Шушенское для работы над проектом «Памятник Надежде». Першина-Якиманская займётся изучением самого романтичного сюжета в истории посёлка — свадьбы Владимира Ленина и Надежды Крупской, состоявшейся здесь в прошлом столетии. Участница биеннале также исследует традиции сибирской свадьбы и представления о любви, сложившиеся у нынешних жителей Шушенского; кроме того, она соберет в посёлке вещи, которые привезет в Красноярск для создания своей инсталляции.

Перемещаться в пространстве биеннале, впрочем, будут не только художники — в рамках проекта «Эпоха засто(ль)я» к Красноярскому музейному центру приедут в гости более 15 музеев со всего края. Музейщики привезут с собой экспонаты из своих коллекций, чтобы попробовать создать из них арт-объекты совместно с современными художниками и кураторами. Среди участников проекта — краснодарская арт-группа «ЗИП», один из руководителей екатеринбуржского Государственного центра современного искусства Илья Шипиловских и известный антрополог Илья Утехин. Созданная совместными усилиями музейщиков и художников инсталляция разместится в красных, «ленинских» залах музея.

Тему советского на этой биеннале также продолжит фотовыставка «Манифест ТРИВА», которую можно будет увидеть в правом кармане основного объема КМЦ. На выставке будут представлены снимки новокузнецких фотографов Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова, в 1978 году основавших в городе творческое объединение «ТриВА». Участники «ТриВА» старались достать для изготовления фото самое точное оборудование, благодаря чему добились серьезных успехов среди фотографов СССР. В рамках биеннале в КМЦ можно будет увидеть кадры из архива фотообъединения, документирующие быт Новокузнецка конца 1970-х.

Где смотреть

Основной площадкой биеннале, разумеется, по-прежнему остаётся Красноярский музейный центр — именно в нем и расположится большая часть подготовленных для биеннале арт-объектов.

Площадь рядом с музеем, конечно же, тоже наполнится множеством занятных вещей. Например, скульптуру Василия Слонова «Родина-мать» — гигантскую металлическую матрешку, установленную за КИЦем в 2010-м году — любовно оденут в теплые шерстяные вещи, изготовленные красноярским интернет-клубом вязальщиц. Перед КМЦ также разместится новая инсталляция Слонова под названием «От винта».

Ещё одним объектом, который установят около музея, станет инсталляция американской художницы Рэйчел Оуэнс «Почти антиподы», созданная в рамках проекта «Транскультурный экспресс». Согласно задумке художницы, на набережной Енисея появится массивная позолоченная трибуна, обращенная к реке и доступная для публики, на которой будет закреплена конструкция из динамиков. Через динамики будут транслироваться запись, на которой жители Бруклина описывают то, что они видят вокруг. Поднявшись на трибуну, красноярцы смогут услышать описание того, что видят перед собой их бруклинские антиподы; бруклинцы, в свою очередь, смогут услышать жителей Красноярска — в начале июля Оуэнс записала для своего проекта их голоса.

Столкнуться с искусством в дни биеннале можно будет, и просто гуляя по городу. На набережной Енисея напротив краеведческого музея, например, уже появилась работа екатеринбургского художника Тимофея Ради — гигантская надпись «Ты лучше космоса», которую, по задумке автора, можно будет увидеть со спутника в Google maps. Японский художник Татуро Атц займется преображением полуразрушенного дома по адресу ул. Ады Лебедевой, 100. Кроме того, японец намерен разместить на склоне Караульной горы светящуюся надпись «Яр» рядом со словом «Россия», чтобы обозначить присутствие Красноярска в общенациональном контексте. А куратор биеннале Сергей Ковалевский подготовил проект к 100-летию Дома офицеров (ул. Перенсона, 20) — на фасаде здания установят сложную систему зеркал, позволяющую подсветить его архитектурные достоинства и привлечь к ним внимание горожан.

Ещё одной площадкой биеннале в этом году станет правобережное культурное пространство «Каменка». В бывшем ДК «Сибтяжмаш» разместятся работы из серии «Уличная грязь» екатеринбуржских художников Славы PTRK и Владимира Абиха — портреты бездомных, призванные привлечь внимание жителей больших городов к проблемам людей без определенного места жительства. Для создания своих картин художники знакомятся с бездомными и изучают их жизнь; в Красноярске екатеринбуржцы также планируют пообщаться с местными бомжами.

Как поучаствовать

В рамках биеннале на искусство можно не только смотреть, но и взаимодействовать с ним — например, присоединиться к «Шествию», открывающему мероприятие 4 сентября. Это музыкальный перфоманс, придуманный московским режиссером Ильей Шагаловым и композитором Александром Маноцковым, сочинившим музыку для показанной этой весной в КМЦ оперы «Бойе».

Кроме того, неравнодушные к искусству взрослые могут послушать участников биеннале и пообщаться с ними в рамках лекционной программы «Час художника». Сначала лекции и мастер-классы проведут участники проекта «Эпоха засто(ль)я, а после 4-го сентября — художники из основной программы; вход на все мероприятия — свободный. Для детей в музее будет действовать программа «Музейные уроки», в рамках которой маленькие гости КМЦ смогут поразвивать визуальное мышление, познакомиться с музейной экспозицией и изготовить себе костюм гигантской медузы.

Ещё один способ повзаимодействовать с музеем во время биеннале — помочь ему. Например, для инсталляции «Эпоха засто(ль)я» все ещё нужны предметы советского быта, а для проекта московского художника Николая Наседкина «Корни» — собственно, корни растений. Если вам есть, чем поделиться с художниками — позвоните в музей по телефону 212-46-24.

Александра Воробьёва, интернет-газета Newslab.ru

Арт-салон: Пространства любовь

Арт-салон: Легкий старт биеннале

Рекомендуем почитать