Напоминаем — десятая Красноярская музейная биеннале современного искусства «Любовь пространства» откроется 4 сентября — вход свободный, время 20.00, место — КМЦ. Напоминаем еще, что, кроме музея, в рамках биеннале будет преобразовано и городское пространство, арт-объекты уже начали появляться на улицах. Пока самое заметное, то, что буквально видно из космоса, поскорее бы гугл-карты обновили свои базы: «ТЫ ЛУЧШЕ КОСМОСА», художник Тимофей Радя, набережная рядом с Краеведческим музеем.
Можно по-разному относиться к стрит-арту, но в стране, где напротив почти каждого окна виднеются надписи «Маша, я тебя лав» или «Татьяна Семеновна, с Днем рождения» преодоление подножной банальности должно цениться сверх меры — и вот, посреди хаоса из признаний, на набережной, хорошо просматриваемой с Коммунального моста, теперь большими синими буквами (сообщается, что потрачено больше 50 килограммов синей краски) видно обращение к мифическому «ты» с признанием.
Тимофей Радя известен, в основном, своими социальными работами: острой реакцией на итоги выборов, словом «Ложь», видным из здания суда, пирамидой «Стабильность» из омоновских щитов, увенчанной троном в поддержку оппозиции.
При этом у него, конечно, есть и художественные вещи, способные не только дергать нервы властям и сочувствующим, но и дарить красоту (плашки домино вместо опор моста), и воскрешать лучшие чувства (портреты солдат ко Дню победы из бумаги и огня). Писать слова на стенах, тротуарах и крышах — очевидная, «вечная» форма уличного искусств. Нечто похожее на красноярский стрит-арт художник уже делал: слова или фраза, обращенные к кому-то, «Возвращайся» для тех, кто едет в поездах, «Благодарю», «Помню», «С любовью» на покатых крышах домов.
Основной посыл рисования на улицах города — внесение в пустое пространство, серое и заполненное дурацкой рекламой, чего-то живого, за что любой прохожий может зацепиться взглядом. «Ты лучше космоса», кроме этого, еще и попытка вторгнуться на территорию космического пространства, попытка нанесения на карту названия, собственной пометки, если смотреть дальше — буквальное освоение территории, как если бы ты раньше всех нарисовал карту и придумал подписи. Так, любой теперь, кто коллекционирует снимки со спутника, сможет вплотную приблизиться к набережной Красноярска и увидеть, что именно он лучше, чем весь этот космос вокруг.
При этом, в отличие от крыш, которые одинаково прекрасно просматриваются и с земли, и с неба, положенный на набережный асфальт слой краски сразу не воспринимается: ухватить одним взглядом всю надпись практически невозможно, такая она большая. Последовавшая неоднозначная реакция горожан (осквернение улицы, вандализм и кошмар) преувеличена социальными сетями — прохожие, наступающие на сине-черное под ногами, кажется, даже не подозревают, что шагают по арт-объекту. Увидеть всю надпись можно на фотографиях, сделанных с вертолета, либо мимолетно ухватить, проезжая по мосту, или же специально поднявшись на мост. Просто так «Ты лучше космоса» не ощутить: перед глазами либо многочисленные параллельные полосы, либо отдельная буква «Ы», либо что-то еще, сквозь травы видное с улицы выше, либо приходится рассматривать неровную линию контура одной из букв, пересечение синего и черного. Но, тем не менее, все это даже реальнее, чем просто смотреть издалека — столько людей одновременно стоят на том, что лучше космоса. То есть на крышу можно только смотреть, на фотографии и видео только смотреть, даже на торшеры, которые Радя однажды одел на фонари возле екатеринбургского оперного театра — только смотреть (с уютом). Здесь материал и форма располагают к другой коммуникации: все дело в том, что теперь художественный опыт из созерцательного становится еще и завоевательным: весь ты, все лучшее и весь космос прямо там, под носком твоего ботинка.