Режиссёр — Эдгар Райт
В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Пэдди Консидайн, Мартин Фримэн, Эдди Марсан, Розамунд Пайк, Пирс Броснан, Дэвид Брэдли, Майкл Смайли
Продолжительность — 109 мин
То «Пипец», то «Армагеддец» — страшно нынче в кино ходить, когда приходится такие слова собственным языком у кассы произносить. Меж тем, такое название немножко мимо — это не совсем бодрое кино для подростков, радостно коверкающих родной язык, они рискуют не понять здесь половины всего конфликта.
«Армагеддец», или, если по-человечески, «Конец света» — новое кино блистательной английской троицы Эдгара Райта, Саймона Пегга и Ника Фроста. Первый — режиссёр, второй и третий — актёры, все по мере сил подрабатывают сценаристами. Начиная со своего первого (замечательного) сериала «Spaced», эти ребята работают примерно так — берут какой-нибудь свой любимый жанр (ужастики про зомби в «Зомби по имени Шон», полицейские боевики в «Типа крутых легавых», фантастику про вторжение похитителей тел здесь) и запускают в него обычных английских парней и девчонок из маленького городка. Жанр в процессе весело выворачивается наизнанку, получается довольно здорово.
Собственно, единственное, к чему в случае с фильмом «Армагеддец» (не заставляйте меня ещё и склонять это название) можно серьёзно придраться — это то, что парни здесь всю дорогу выражаются уже знакомым нам языком; страшно завидуешь тем, для кого это кино станет первым столкновением с творческим методом этих английских пересмешников. После «Шона» и «Легавых» разухабистый жанровый гибрид третьего фильма этой вольной трилогии не производит такого сокрушительного удара по центрам удовольствия — ты не хватаешься за голову каждые несколько минут с отчаянно-восторженным криком «Аааа, что же они творят, сволочи?!!», а всю дорогу согласно киваешь: «Да, да, да, всё правильно, ага».
Впрочем, ну чего это я — когда приходишь в гости к хорошим друзьям, нельзя же ставить им на вид, что в их компании тебе было слишком предсказуемо хорошо. К тому же здесь Райт с Пеггом (Фрост в этот раз только актёр, не соавтор — зато ему щедро отвесили, возможно, самую боевую роль) прячут за всеми безумными фейерверками своего фантастического сюжета, в подробности которого лучше не вдаваться, чтобы не портить удовольствия будущим зрителям, свой, пожалуй, самый серьёзный и многослойный разговор.
«Шон» был про взросление, «Легавые» — про нахождение своего места в жизни; в «Конце света» же ребята хватаются за кризис среднего возраста и заходят на него сразу с нескольких любопытных позиций. Здесь есть и про соответствие взрослой реальности юношеским ожиданиям, и про то, как меняется окружающий тебя мир и меняешься (или нет) ты сам, и про тоску по беспечности юности, и ещё множество других мыслей и идей, которые тем сильнее пульсируют в голове, чем ближе твой возраст к сорока (Пеггу 43, Райту 40 в следующем году).
При этом Райт с Пеггом — не столько мыслители-сентименталисты, сколько анархисты от развлекательного кино, так что в финале они находят довольно блистательный в своей наглости способ вздёрнуть прямо в лицо всем этим старческим треволнениям гордый средний палец. «Армагеддец» по итогу получается не только несколько грустным размышлением о реальности взрослой жизни, но и гимном нонконформистского упрямства. Который к тому же запросто можно смотреть, как просто энергичный фантастический боевик, ладно спаянный с залихватской алкогольной комедией. Короче, победа практически со всех сторон. Это был явно не последний раз, когда я смотрю это кино.
Вердикт — завершение трилогии про простых англичан в тылу жанрового кино — энергичное, бодрое, очень смешное, остроумно придуманное, довольно глубокое