Красноярское отделение Союза композиторов России на этой неделе отмечает 30-летний юбилей. Горожан пригласили на концерты, мастер-классы и круглые столы, и все это — еще один повод познакомиться с современной академической музыкой. Мы поговорили с председателем красноярского Союза композиторов Владимиром Пономаревым о деятельности этой достаточно закрытой организации, о заработках и о хитах.
Для начала расскажите, что такое Союз композиторов, для чего он существует?
Сообщества профессиональных художников, композиторов существуют, чтобы искусство вообще двигалось вперед и развивалось. Именно профессиональные композиторы определяют качество творческой продукции. Я всегда привожу цитату Высоцкого как самый значимый и яркий аргумент: «Товарищи ученые, доценты с кандидатами! // Замучились вы с иксами, запутались в нулях, // Сидите, разлагаете молекулы на атомы, // Забыв, что разлагается картофель на полях».
Эти строчки о том самом обывательском непонимании, зачем нужны ученые, занимающиеся фундаментальной наукой, и зачем нужны профессиональные композиторы. Все сейчас пишут музыку, к нам постоянно приходят молодые композиторы, которых хочется спросить — ты хотя бы ноты писать умеешь? Композитор изучает историю музыки для того, чтобы не повторять то, что было до него. Изучает гармонию, изучает полифонию и так далее, чтобы то, что он делает, не походило на топорную работу. Огромное количество музыкального мусора заполнило нашу звуковую среду.
Я спрашиваю у студентов на лекции — скажите, кто у нас в стране написал первый «хит»? Хит — это особая музыкальная форма, от английского «удар, попадание». Это короткая тема-интонация, которая агрессивно внедряется в сознание слушателя и крутится в голове, пока он не вытащил деньги и не купил диск. Они начинают вспоминать рок-группы, эстрадных музыкантов, на что я им говорю — первый хит у нас в стране написал в 1964 году Родион Щедрин. Это тема его соль-мажорной фуги. Послушайте ее, и она будет крутиться у вас в голове целый день и не даст покоя. Между тем, что звучит сегодня, и этой мелодией я вижу огромную связь — именно профессиональные композиторы первыми нащупали эти принципы.
Сегодня Союз композиторов — это общественная организация, которой необходима информационная, организационная и материально-техническая помощь, её оказывает краевое учреждение культуры «Дом искусств».
Что вы делаете, чтобы познакомить Красноярск с музыкой современных композиторов?
Например, традиционные «Красноярские премьеры» — это один или два мероприятия, осенью и весной, в которых мы показываем наши сочинения. Имена красноярских композиторов можно увидеть на афишах мероприятий, которые проводят министерство культуры Красноярского края, Дом искусств, Академия музыки и театра (Сибирский фестиваль современной музыки, Суриковский фестиваль искусств, регулярные творческие встречи с композиторами — прим. автора).
Какая аудитория приходит на эти мероприятия?
Аудитория самая разная и много молодых людей. Может быть, я вас удивлю, но среди нынешней молодежи в возрасте от 15 до 25 очень большое количество людей, которые серьезно интересуются искусством, стараются этому учиться. Недавно ко мне пришел молодой человек, которому 17, он поступил в университет на культурологию, но хочет быть профессиональным композитором, показал мне свои сочинения, и у него действительно есть талант. Другой закончил нашу Академию по двум специальностям — звукорежиссер и композитор. То есть это люди, имеющие одаренность в разных сферах, и таких людей много. Есть постоянная аудитория, которой интересно то, чем мы занимаемся, и которая понимает, что без классической музыки человек не выживет. Пик непосещаемости Малого концертного зала пришелся на 86 год: приехал выдающийся советский скрипач, на его концерт продали шесть билетов, концерт был отменен. В 90-е годы зал начал наполняться — люди поняли, что невозможно жить, думая только о том, что происходит вокруг. И эти люди ходят к нам постоянно. Я не могу сказать, что на концерты красноярской музыки всегда полные залы, но они не пустые.
Можно ли сегодня зарабатывать сочинением музыки?
Композиторы своим собственным творчеством денег не зарабатывают. И это не только в нашей стране, во всем мире. Я могу назвать пять или шесть композиторов в мире, которые живут на гонорары от своих сочинений. Все остальные зарабатывают или преподаванием, или прикладной музыкой для кино, театра, либо делая аранжировки. Вот я в девяностые, когда мне как преподавателю Академии музыки и театра не выплачивали зарплату, зарабатывал аранжировками.
Какую музыку пишут красноярские авторы?
У нас в организации очень разные композиторы. Есть композиторы, пишущие острую, диссонансную музыку, отражающую проблемные стороны нашей жизни. Есть композиторы, пишущие музыку очень ясную и понятную. Я, например, много пишу хоровых сочинений. Александр Михалев, который работает солистом в Театре оперы и балета и обладает замечательным природным голосом, пишет много вокальной музыки, причем понятной и выразительной. Были композиторы, которые писали исключительно для народных инструментов. Эдуард Маркаич много отдавал импровизации, писал джазовые сочинения. Музыка отличается, прежде всего, своим языком. Федор Веселков, например, был воспитанником классико-романтической русской традиции. Владимир Сенегин, выпускник Московской консерватории, пишет очень острую музыку, с элементами авангарда.
Существует красноярская школа композиторов?
Это не так, и это не в плохом смысле не так. Школа предполагает как минимум три параметра. Во-первых, должна быть социальная обусловленность. Скажем, церковь заинтересована, чтобы звучал церковный хор и песнопения — и она стимулировала развитие этого жанра. Поэтому в конце XIX — начале XX века в Красноярске были церковные композиторы, это был единственный профессиональный жанр, когда ни академий, ни училищ не было.
Во-вторых, осознание значимости стимулирует финансовую поддержку, и тогда возникает регулярность появления музыки в том или ином жанре. И в-третьих, если музыка регулярна, она влечет за собой преемственность. Так было тысячу лет назад, когда возникла школа Нотр-Дам, когда нужно было, чтобы в храме звучали церковные песнопения, поэтому появились капельмейстеры, которые готовили себе преемников. Так возникла школа — одна из первых известных нам исторически профессиональных музыкальных школ.
В Красноярске прошло недостаточно времени, чтобы говорить о формировании школы. Например, в 90-е в Красноярске был всплеск интереса к хоровому пению, было пять или даже шесть профессиональных хоровых коллективов, люди там получали зарплату. Это стимулировало композиторов, и поэтому возникло много хоровых сочинений, причем очень высокого уровня. Сегодня остался только один хоровой коллектив, ансамбль «Тебе поемъ». Нужно, чтобы была стабильность, чтобы лет пятьдесят существовал симфонический оркестр — как, например, в Новосибирске, там написано большое количество симфонических произведений, потому что люди сначала учились, потом создавали музыку. Красноярский оркестр гораздо моложе, русский народный оркестр еще моложе.
Почему так мало звучит новой музыки?
Если говорить о красноярской оркестровой музыке, то она звучит в программах камерного оркестра, которым руководит Михаил Бенюмов. Что касается симфонического оркестра, то здесь, к сожалению, сложилась не очень хорошая традиция, которую сформировал еще Иван Шпиллер. Он не любил современную музыку вообще, и мы как часть этого стилевого пласта тоже не попадали в сферу его интересов. Сейчас это ломается, но это не может произойти резко, у оркестра есть свой слушатель и своя аудитория, и если резко все поменять, то можно ее потерять.
Чем отметите юбилей вашего союза?
Программа насыщена рядом концертов, мастер-классов, лекций и творческих встреч. Кроме концертов народного оркестра и симфонического, 25 октября пройдет встреча с санкт-петербургским композитором Александром Радвиловичем, это один из немногих российских композиторов, получил международное признание. Радвилович расскажет о современной музыке, о современных способах звукоизвлечения. Закончится все круглым столом в субботу, на котором будут обсуждаться проблемы, стоящие перед музыкальным сообществом — что делать, чтобы всё не сходило на нет.
Олеся Позднякова, интернет-газета Newslab.ru
Музыкальные рецензии на Newslab.ru
В Красноярске вырос спрос на услуги звукозаписывающих студий
Блог Сергея Мезенова о кино и музыке
Фоторепортаж: В Красноярске отыграл очередной Ениjazzfest